Что такое любовь и есть ли она на самом деле?
Есть ли любовь? И как она выглядит, если есть? Опишите, пожалуйста, как и в чём она выражается, с надеждою жду вашего ответа.
Алексей, Россия, Воронеж, 35 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Есть теории. Например, теория любви была разработана Зигмундом Фрейдом (сосредоточена вокруг потребности в "Я - идеале". Его определение Эго-идеала заключается в следующем: человек ищет кого-то по образцу значимых людей. Также есть теория Маслоу (самоактуализирующийся способен любить), теория любви была разработана Рейком (любить ради человека). Также есть теория любви Стренберга - любовь можно представить как состоящую из трех компонентов: близость, страсть, обязательства. Близость – наличие эмоциональной теплоты в отношениях, сплоченности, взаимного доверия. Главное условие близости – открытость людей друг перед другом. Проявление близости – люди стремятся оказывать и получать эмоциональную поддержку, создают условия для благополучия любимого человека, делятся друг с другом своими глубоко личными мыслями и переживаниями. Страсть – переживаемые интенсивные чувства к любимому человеку. Они обусловлены тем, что этот человек связывается с возможностью удовлетворения разных потребностей (например, сексуальных). Обязательства — осознанное намерение человека сохранять любовные отношения, не смотря на все трудности и издержки, которые они могут повлечь за собой. Есть еще лимбическая система, в ней фактически объединены несколько структур, в том числе базальные ядра полушарий, таламус и гипоталамус. В то время как все эти структуры имеют жизненно важное значение, гипоталамус принимает непосредственное участие в поведенческой и половой функции. Эндорфины, окситоцин (гормон гипоталамуса), дофамин (гормон вознаграждения) и вазопрессин (водный обмен в организме, гормон гипоталамуса), серотонин (гормон хорошего настроения). Каскад нейромедиаторов может запутать мозг, что мы влюблены и этот человек нам подходит. В то же время, гормоны важны в чувстве привязанности, дофамин особенно. Возможно, именно это чувство (как наркотик) держит пары вместе. Женщины любят обниматься после секса, в то время как мужчины просто хотят спать. Есть на самом деле биологическая причина этого желания. Женщины испытывают более сильное воздействие окситоцина, чем мужчины, потому что у женщин больше эстрогена, который делает рецепторы окситоцина более чувствительными. Можно сделать вывод, что отношения с партнером, чьи действия связаны с выделением дофамина в головном мозге, могут на самом деле привести к физическому "привыканию" к человеку. Мы по своей природе запрограммированы любить, будь то биологически, психологически или каким-либо другим механизмом, которые мы до сих пор не понимаем. Предположительно, любовь это не выбор. Это биологический императив. Были исследования Э.Хатфилда и Э.Бегшейда. Изучались обыденные представления людей о любви. В результате целый ряд представлений не соответствуют результатам научных исследований, поэтому они их назвали мифами. 1. Если вы влюбляетесь, то точно знаете об этом. Если сомневаетесь – то это что-то другое, а не любовь. Исследования показывают, что большинству людей свойственно сомневаться, испытывают ли они любовь или это временное страстное увлечение. Психологи считают, что любовь – чувство, которое развивается постепенно, и сомнения совершенно нормальны. 2. Любовь является сугубо положительным опытом, т. е. влюбленные испытывают постоянно чувства радости и счастья. Психологи считают, сильная любовь приносит сильные страдания и отрицательные эмоции. Это объясняется тем, что влюбленные склонны ожидать от любимых очень многого и требовать от них. Как показывают исследования, к любимым мы относимся более критично и менее терпимо, чем, например, к друзьям. Поэтому одновременное присутствие амбивалентных (разнополюсных) чувств вполне нормально. 3.Настоящая любовь продолжается вечно. Психологи занимают осторожную позицию. Вечная любовь, наверное, возможна, но крайне редко. Любовные отношения развиваются по общему закону и в течение жизни чувства людей к друг другу изменяются. Можно вспомнить идею Платона, что есть кто-то для каждого из нас для всех, любовь реальна, наши родственные души вне, где-то там, и, в конечном счете, мы найдем того, кто сделает нас целостным. Возможно, пары остаются вместе, потому что идеи Платона "родственные души" работает. Более современный философ, Майкл Бойлан утверждает, что любовь это действие, и это приводит нас к изменениям и духовному росту как человеческих существ. "Любовь является мощным стимулом для того, чтобы быть хорошим человеком". Мы тратим значительное количество времени в поисках близкого человека, некоторые из нас ищут всю жизнь, просто чтобы почувствовать тот тип любви, который описал Платон. Это дополняется идеей Майкла Бойлана о том, что любовь является стимулом для блага и воплощает в себе суть человеческого духа.