Как научиться снова доверять мужчинам?
Здравствуйте, почитала ваши статьи - очень профессионально и интересно. Моя проблема такая - я пережила созависимые отношения (9 лет) с мужчиной, который очень выручил меня и мою семью в трудную минуту изначально. Он буквально изменил мою жизнь, это было как в сказке. Как за это последовало несколько тяжелейших морально лет, где он меня полностью подавлял, контролировал, ежедневно оскорблял и насмехался надо мной и моей семьёй. Надо сказать, что за это время я встала на ноги, профессионально и в карьере, стала по-другому смотреть на мир. Физические обиды с его стороны были решены раз и навсегда вызовом полиции. Я чувствовала себя обязанной, поэтому так долго терпела. В итоге мы разошлись с огромным для меня стрессом и полным нервным истощением. Прошло 6 лет. Мне очень трудно полностью и спокойно раскрыться мужчине, я подсознательно выбираю тех, с кем не может быть серьёзно (на расстоянии, например, из других стран). Как мне научиться опять доверять мужчинам и не ожидать подвоха? Я стала очень недоверчивой и ни с кем близко не схожусь - боюсь повторения, ведь так прекрасно все начиналось. Посоветуйте, как доверять и жить дальше и не бояться отношений и близости? Мне одной независимой тоже не очень хорошо. Я как бы не до конца вернула былую весёлость и непосредственность - эта зажатость мешает строить отношения :) Спасибо заранее!
Лена, Цюрих, Швейцария, 41 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы испытываете последствия травмы или можно так сказать - посттравматическое расстройство вследствие созависимых отношений. У Вас могут быть и физические и иные симптомы, но если говорить только о психологичесиких, то чаще всего это неспособность человека чувствовать себя в безопасности, недоверие и страх перед близкими отношениями, сексуальная дисфункция, поиск в интернете социальной поддержки или изоляция посредством интернета. Поскольку основная структура Вашей личности человека осталась не только нетронутой, но Вы и развивались (карьера, учеба), это не классическое ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), когда есть такие симптомы как диссоциация, патологические изменения в личности. Вы ищете общения и сближения с мужчинам. Предыдущий экстремальный опыт создал образы, возможное развитие отношений, событий, которые записаны в памяти. Из-за яркости воспоминаний память часто возвращается в сознание и вызывает те же эмоции, что и первоначальный опыт. Это создает классические симптомы вторжения и возбуждения, характерные для состояния психологического кризиса из-за первоначальной травмы. Все это говорит о том, что этот опыт еще не смог интегрироваться в себя, потому что он не может быть принят в свою личность, убеждения о себе, отношениях и/или о мире. Конечно, Вам нужен курс психотерапии (очно или заочно по скайпу, используют, например, метод десенсибилизации и переработки информации с помощью движения глазных яблок (ДПДГ)). Подумайте об этом. Сейчас начните с книги Питера Левина "Пробуждение тигра - исцеление травмы" (доступна в сети для скачивания).