Боюсь куда-либо пойти в одиночестве
Здравствуйте Я боюсь идти куда-либо одна. Когда нужно идти куда-то одной, меня охватывает паника, всегда везде хожу с подругой, и когда с ней, то все нормально, я не переживаю, не боюсь людей. А если идти одной - то меня тут же охватывает страх - что я там скажу, как себя вести, куда идти. Стараюсь через себя переступать, но очень сложно дается. Вот скажите, что это, почему мне так страшно? Одна я никуда не могу выйти. Даже в магазин я хожу только в тот, который рядом с домом продуктовый. Как это называется? И как от этого избавиться?
Арина, Петропавловск, Казахстан, 17 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Можно предположить как и социальную тревожность, так и паническое расстройство. Социальная тревожность - это чувство дискомфорта, страха или беспокойство, когда человек сосредоточен на взаимоотношениях с другими людьми и предполагает, что другие люди относятся к нему негативно или осуждают, оценивают, смотрят свысока. Социальная тревога может возникнуть в самых разных ситуациях — по сути, всякий раз, когда мы находимся в контакте с другими людьми или считаем, что мы может стать центром внимания других людей. Социальная фобия, как и любое другое тревожное расстройство, скорее может развиться, если оно есть у родителя, из-за генов, унаследованных от них. Исследования показывают, что определенные структуры мозга, такие как миндалевидное тело, могут быть более активными у людей с социальной фобией (миндалевидное тело – это структура головного мозга миндалевидной формы, входящая в лимбическую систему, тесно связано с гипоталамусом, гиппокампом, поясной извилиной и перегородкой, играет важную роль в эмоциональном поведении и мотивации, особенно агрессивного поведения). Наш жизненный опыт, ситуации и опыт наших реакций на них также могут способствовать развитию социальной фобии. Если нас постоянно ставили в ситуации, когда мы боялись гнева, осуждения, унижения, боли от других людей, или если нас каким-то образом выделяли в негативном смысле, у нас могли развиться такие представления о себе и о мире, которые будут увеличивать социальную тревогу. В результате мы можем также начать избирательно обращать внимание только на те аспекты окружающей нас действительности, которые усиливают наши негативные убеждения. При лечении обычно используется комбинация из лекарственной терапии и когнитивно-поведенческой терапии. Рекоменую к прочтению книги А.Курпатова "Средство от страха","Счастлив по собственному желанию","Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности", "12 нетривиальных решений. Обрети свой мир в душе", также книги Н.Н. Петрова "Аутогенная тренировка для Вас" и Я. Старак, Т. Кей, Д. Олдхейм - "Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым". Все можно скачать в сети. Если говорить о паническом расстройстве, то для начала Вам необходимо исключить гипертиреоз (гиперактивность щитовидной железы) и гипогликемию (низкий уровень сахара в крови), поскольку это может вызывать панические атаки. Для этого можно сдать анализ крови (ТТГ, глюкоза). Для изучения того, что с Вами происходит и как на это воздействовать, скачайте книгу Люсинды Бассет "Только без паники", а также Курпатова "Паническая атака и невроз сердца". Вам также необходимо освоить технику мышечной релаксации по Джекобсону и дыхательные упражнения (глубокое дыхание). По возможности проконсультируйтесь с психологом/психотерапевтом и неврологом.