Слишком бурно реагирую на курение и алкоголь
Здравствуйте. Начну, пожалуй, со своих "причуд". Я люблю проводить время в дружных компаниях, общаясь, веселясь. Сама же не серая мышка в таких компаниях, а наоборот - очень общительная и веселая, дружелюбная. Но, когда дело доходит в этих компаниях выпить по какому-либо поводу или пойти покурить какой-нибудь гадости типа кальяна, меня как будто обухом по голове бьют. Мне сразу становится, во-первых, не по себе, во-вторых, я испытываю очень сильное разочарование. Не могу смотреть, как они (друзья) курят или пьют, готова биться в истерике и слезно умолять бросить это все и пойти заняться другим. То же самое творится в личной жизни. Когда мой молодой человек уходил в бар с друзьями, я сидела дома и чуть ли не рыдала от того, что он там выпивает или курит дрянь какую-то, что он может перебрать, станет плохо, изменит. Я не могла смотреть, как он курит сигареты, что в итоге он завязал с курением. Последний раз выпил в феврале и все. Я даже догадываюсь от чего у меня такие страхи и "причуды". Дело в том, что мой отец страдал от алкоголизма и часто бил маму, я точно так же билась в истерике и просила прекратить. То же самое с курением. Я не хочу, чтобы кто-то страдал от алкогольной зависимости или табакокурения. Помогите, пожалуйста, реагировать на такие действия людей более спокойно, без выхода из душевного равновесия. В глубине души я понимаю, что они взрослые люди, есть голова на плечах, но мне все равно страшно. Заранее спасибо вам за помощь!
Наталья, Россия, Калининград, 18 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это можно называть синдромом спасателя. Спасатель становится таковым еще в детстве, как в Вашем случае, ребенок видит, как его отец в состоянии алкогольного опьянения бьет маму, и для Вас самое мучительное это бессилие. Вы как ребенок считали, что "я не могу" и одновременно верили, что "я могу" - остановить, изменить, заставить их услышать Вас и жить по-другому. Отчаяние и борьба, бессилие и сила - это со временем формирует у ребенка спасающие навыки, и это становится единственным способом, с помощью которого ребенок может чувствовать свою связь с родителями, чьи потребности и сиюминутные желания практически всегда перевешивают ребенка. Ребенок учится опосредовано удовлетворять свои собственные потребности за счет других людей. Это партнер, муж, жена, друзья, коллеги, ребенок вырос и он знает, что единственный законный способ подключиться к другим - это спасти их. Ребенок может бессознательно искать ситуации, друзей или знакомых, кто нуждается в спасении - большом или малом, потому что единственное, что этот выросший ребенок знает - вот ТАК он может давать и получать любовь. Часто проблема таких взрослых детей в том, что они как будто репрессированы, их собственные потребности во внимании, любви, поддержке, понимании слишком зависимы от фиксации на жизни других людей. Годы боли, обиды, страха, разочарования, когда ребенок видит, что он не может исправить родителя, как бы отчаянно ни пытался это сделать. И тогда ребенок может задавать себе вопросы: Что со мной не так? Я не могу сделать то, что для меня важнее всего, я недостаточно хорош, умен, силен? Самоощущение ребенка выстраивается на спасении других. И, вырастая, он испытывает столь же сильное, соблазнительное желание продолжать делать то, что он всегда делал. Этот внутренний конфликт создает постоянный стресс. Скорее всего, Вы все еще спасатель, потому что Вам кажется, что это поможет убрать это ужасное чувство полнейшей беспомощности. Это чувство было самым сильным и первым чувством из детства, - из этого выстраивалась Ваша идентичность. Я не напишу Вам сейчас рецепт выхода. Вы должны отработать свои чувства присоединения к другим людям в таких ситуациях не через бессилие. Они не родители, а Вы не ребенок. Но в такие моменты все снова и снова начинает "работать" по одному сценарию. Его надо изменить. И это терапия, а не консультация.