Муж наказывает сына шлепками
Добрый день, проблема такая, я замужем два года, и нашему сыну сейчас 1 год и 5 мес, муж очень строг к сыну, суть его воспитания заключается в окриках и шлепках (не сильных), я считаю это в корне неверным подходом к воспитанию, но дело в том, что его с братом мать воспитывала одна, и частенько им доставалось, поэтому в их семье такое поведение норма. Пробовала говорить с ним, приводила примеры, давала различные статьи о воспитании, он все считает чушью. И очень много требует от ребенка, а за промахи наказываем. Как ему объяснить, что это неправильно? Или, может, я ошибаюсь, может, и надо быть с рождения строгим с сыном?
Людмила, Красноярск, Россия , 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Ваш муж может оправдывать себя как угодно и придумывать причины, но то, что он делает, называется насилие по отношению к маленькому беззащитному и что удивительно - собственному ребенку. В 47 странах мира телесные наказания запрещены законодательно (в том числе и шлепки, окрики - это вербальное насилие). Однако до сих пор есть родители, которые подобные воспитательные меры поощряют и считают обыденными (это несерьезно, это ничего особенного, шлепки, окрики, пощечины, пинки и т.п.). В течение последних нескольких лет психиатры, детские психологи, социологи рекомендуют серьезно рассматривать вопрос о запрещении телесных наказаний детей, поскольку все люди имеют право на защиту их физической целостности, и дети тоже люди. Научные исследования показывают прямую корреляцию (зависимость) между телесными наказаниями в детстве и агрессивным поведением в подростковом и взрослом возрасте. Практически всех опасных преступников в детстве регулярно физически наказывали и вербально унижали. Дети изучают отношение и поведение путем наблюдения и имитации действий своих родителей. При этом ответственность родителей - подавать пример сочувствия и мудрости. Какой пример подает Ваш муж? Угроза, сила, страх, власть - этим ты можешь добиться того, что ты хочешь. Вот что он транслирует ребенку. Кроме того, наказание не обучает ребенка, как разрешать конфликты эффективным и гуманным способом. Ребенок просто боится, испытывает ужас, страх, и больше он не способен ничего усвоить, у него нет разнообразия решения задач. Ребенок поглощен чувствами гнева и фантазиями о мести. Наказание также препятствует привязанности и связи между родителем и ребенком, так как это не является нормой для человеческой природы - чувствовать любовь по отношению к тому, кто причиняет боль. Истинные здоровые отношения могут возникнуть только через сильную связь на основе взаимных чувств любви и уважения. Наказание, даже когда кажется, что оно работает, дает только внешне хорошее поведение, основанное на страхе. Это все, пока ребенок недостаточно силен, чтобы сопротивляться. Вашему мужу надо подумать, что сыну не будет вечно полтора года, он вырастет и ответит. К тому времени накопится достаточно гнева и разочарования, которые ребенок не мог выразить, жестокие подростки не появляются вдруг, это результат. Теперь он достаточно сильный, чтобы выразить свою ярость. За шлепки и словесные унижения родителю придется заплатить высокую цену, только ПОТОМ. Отложенные последствия. Есть еще один немаловажный момент. Шлепки по попе как по эрогенной зоне, могут создать в сознании ребенка связь между болью и сексуальным удовольствием, привести к печальным последствиям этой путаницы боли и удовольствия (меня наказали, я стал "хорошим", меня простили, я получил удовольствие от того, что меня простили). Самооценка ребенка будет на уровне "я не заслуживаю ничего лучшего". Если меня бьют, значит это внимание родителя, только так я получаю эмоции от родителя. Теперь о здоровье - даже относительно умеренное шлепанье может быть физически опасно. Удары по нижней части позвоночника провоцируют ударные волны по всей длине позвоночника, и это может навредить ребенку. И как я уже писала, физическое наказание приводит ребенка к опасным выводам, что сила это правильно, допустимо, особенно к тем, кто слабее, ниже, допустимо истязать слабых, не испытывать сострадание. При этом такие дети боятся тех, кто сильнее. Такая политика не позволит выстраивать нормальные коммуникации, эмоциональные контакты. Вся эта модель строится на том, что причинение боли другим является подходящим способом выразить свои чувства и решить проблемы. Для ребенка от года до двух дисциплинарные меры необходимы, чтобы обеспечить безопасность малыша, ограничить агрессию и предотвратить разрушительное поведение. Уводить ребенка с площадки, например, или убирать объект/игрушку со словами "Нельзя, неправильно" или другое краткое устное объяснение (Нет), также перенаправлять ребенка к альтернативной деятельности, - вот что должно быть. Родитель таким образом контролирует, быстро реагирует, но не лишает любви и не опасен для ребенка (удары, унизительные слова, крики). В этом возрасте малыши восприимчивы к отказу, к тайм-ауту. Если родитель слишком расстроен из-за ребенка, ему надо самому успокоиться, а потом уже продолжить воспитательное воздействие. В этом возрасте ребенок еще недостаточно зрелый, чтобы четко реагировать на вербальные запреты, поэтому наилучший способ это говорить НЕТ, но при этом перенаправлять интерес ребенка, уводить его, отвлекать.