Хочу избавиться от внутренней злобы и агрессии
Здравствуйте! Помогите мне разобраться со своими эмоциями. Я хочу побороть в себе гнев и ненависть. Я очень часто злюсь на людей, в основном это не проявляется никак, просто внутри меня всё кипит. Я могу из-за этого плохо спать. В частности, у меня сильная неприязнь к двоюродному брату. Он почти 5 лет назад приехал к моему отцу (своему дяде), устроил во дворе нашего частного дома мастерскую, хозяйничает там, к нему постоянно кто-то приезжает, ходят как у себя дома - меня от этого прям чуть не трясет. С отцом говорить на эту тему бесполезно - он на стороне племянника. Бесит, что сестра нагрузила маму своими проблемам и делами, а мне теперь мама нечасто может помогать - у меня 4-месячный ребенок. Понимаю, что и двор не мой, и ребенка рожала я для себя, а не для мамы. Но вот это всё просто выводит меня из себя. Срываюсь на маленьком ребенке, когда он плачет. Я не хочу, чтоб мой сын стал моральным инвалидом из-за моей злости и ненависти к людям. Отдельный пункт моей ненависти - это люди, которые позанимали у нас с мужем деньги и не возвращают теперь долги (уже больше года и сумма очень крупная). Скорей всего деньги нам вернут далеко не все. Эти должники подливают масла в огонь моей злобы. Мне вообще редко люди нравятся. Сейчас я в декрете. Возможно, отчасти это послеродовое состояние. Но вообще злобной и пессимистичной чувствую себя уже давно. Я так хочу стать добрее, нежнее, щедрее и оптимистичней, хочу нравиться людям и самой научиться видеть в них только хорошее. Подскажите, как справиться с внутренней злобой? Может, подскажете какую-то литературу? Препараты пить не хочу, т.к. кормлю грудью, да и вообще считаю они тут бесполезны.
Елена, Владивосток, 25 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Злость, гнев, пессимизм (как и другие эмоции) - это сложный ряд физиологических (телесных) реакций. Наши эмоции зарождаются в миндалевидном теле, участке мозга, который расположен в толще белого вещества височной доли мозга. Каждое полушарие имеет по миндалине. Миндалины относятся к лимбической системе мозга, которая включает в себя несколько участков мозга и тесно связана с корой и автономной нервной системой. Миндалины ответственны за выявление угроз для нашего благополучия и за реакцию на эти угрозы. Миндалины настолько эффективны в этом, что предупреждая нас об угрозах, заставляют нас реагировать прежде, чем кора головного мозга (часть мозга, отвечающая за мысли и суждения) может проверить разумность нашей реакции. Однако человек может и должен обучаться контролировать свои агрессивные импульсы, и Вы также можете практиковаться, Вы не рождены злой и пессимистичной. Что происходит, когда Вы злитесь? Мышцы Вашего тела напрягаются, в головном мозге нейромедиаторы (химические вещества, известные как катехоламины) высвобождаются, заставляя Вас испытать прилив энергии на некоторое время, затем вступает защита - пульс увеличивается, артериальное давление повышается, дыхание становится частым, к лицу приливает кровь, к конечностям (процесс подготовки к физическому действию). Ваше внимание сужается. Дополнительные неоромедиаторы и гормоны (среди них адреналин и норадреналин) приводят Вас в длительное состояние возбуждения. Баланс создается за счет префронтальной коры головного мозга. Если миндалины обрабатывает эмоции, префронтальная кора головного мозга обрабатывает суждение. Это та часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует Ваши действия. Она отвечает за критическое мышление, за способность управлять суждениями, импульсами (например, при общении с людьми). Контроль над Вашей злостью и пессимизмом - это прежде всего изучение способов помочь префронтальной коре головного мозга взять верх над миндалиной. Например, методы релаксации (которые уменьшают Ваше возбуждение и активность миндалин), а также использование когнитивных методов управления (от лат. cognitio - знание, познание), которые помогут Вам работать над своими мыслями, чтобы перенаправить Ваши эмоциональные реакции. Это труд, Вам придется вкладывать в себя и понадобится время, усердие (практика). Рекомендую книгу Мантэк Чиа "Трансформация стресса в жизненную энергию", доступна в сети для скачивания. Методы релаксации - медитация, танцы, плавание, музыка, мышечная релаксация по Джекобсону.