Испытываю чувство вины из-за того, что уехала от родителей
Здравствуйте, глубокоуважаемый психолог!) Подскажите, пожалуйста, как избавиться от гнетущего и тяжелого чувства вины перед родителями? Дело в том, что я сейчас временно нахожусь в Европе (получаю второе высшее образование) и поэтому уехала недавно из Москвы, где остались мои родители. Каждый раз, когда мы созваниваемся по скайпу, мне очень стыдно перед ними за мой выбор учиться здесь и за то, что я не могу быть рядом. Каждый разговор со мной наполнен сочувствием, они меня почему-то жалеют из-за моего выбора (я выбрала немного другое направление, по которому работала). После каждого разговора у меня очень негативное чувство на душе. На все мои слова мама отвечает: "Ну уж так устроено материнское сердце". Я это прекрасно понимаю. Чувство вины у меня потому, что мама одолжила мне часть денег на учебу, а я не успеваю из-за учебы пока подрабатывать, потому что не успеваю по учебе. И меня постоянно гложет совесть, потому что осталась бы я в Москве, я бы могла помогать родителям финансово и физически. Они оба зарабатывают, но, конечно, помогать родителям необходимо, и я бы очень хотела это делать. Они у меня немолодые, и я поздно съехала от них (в конце учебы), и они очень много именно психологически заботились обо мне, т.е. постоянные интересовались, как мои дела, как что. И когда я представляю их, мне даже не хочется возвращаться, потому что мои возможные неудачи здесь, как мне кажется, скорее пошатнут их. И я всегда думаю о том, как они отнесутся к моим неудачам. В частности, отец предложил мне идею работы здесь, подыскивал мне работу (о чем я и не подозревала), но я сказала, что, наверное, не получится, поблагодарила за идею. И когда я задумываюсь о том, как мои родители днем и ночью там беспокоятся о моей судьбе, у меня пропадает всякое желание и учиться, и работать. Такое ощущение, что это какая-то нездоровая зависимость, которая не имеет с любовью ничего общего. Хочется просто жить дальше, учиться, потом найти работу и отдать кредит...) Буду очень рада совету с Вашей стороны) Заранее спасибо.
Анна, Россия, Москва, 22 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Чувство вины - это избранная Вами "оплата" за отделение от родителей. Впрочем, другой стороной (родителями) это также может приниматься и поддерживаться, поскольку вина - отличный инструмент-скрепитель-манипулятор. С помощью вины можно управлять человеком, держать под контролем, делать зависимым. Вы застряли в динамике ранних отношениях с родителями. Родительские тревоги, суждения создали эмоциональную необходимость соблюдать требования - кем Вам быть, где и как жить. Родителям может тяжело быть вдвоем (нет здорового партнерства) и им нужен кто-то между ними (например, ребенок), или когда родитель эгоистичен, самовлюблен или наоборот - патологически жертвенен (ты - цель, смысл моей жизни, поэтому ты должен делать так, как я хочу, ведь я же всем тебе жертвую). И как результат - Вы присоединяетесь к их пожеланиям. Могут быть и иные причины. Но как результат - у Вас нет безопасного самоощущения, либо это самоощущение недостаточно развито. Это в том случае, если Вы не в состоянии четко понимать, что Вы хотите для себя, и в значительной степени полагаетесь на родителей, их признание равно Ваше самоуважение. Признание за собой права на собственную уникальность, сепарацию, это первое, с чего над начать. Поработайте с психологом очно или заочно по скайпу.