Моя мама совсем не думает о моих чувствах
Здравствуйте, Арина Юрьевна! Помогите мне, пожалуйста. У меня вот такая ситуация. У меня плохие отношения с мамой. Она все время выделяет меня от сестры, причем в худшую сторону. Если я знакомлю ее со свои парнем, она начинает говорить ему про меня, что я ничего не умею, я ничего не делаю, я ленивая, я не приспособленная ни к чему. В отношениях с сестрой в этом плане она ей совершенно ничего не говорит. Мне даже иногда кажется, что она специально так делает, только бы разлучить меня с парнем. Когда у нас с ней возникают конфликты, она все время меня обвиняет, что я ничего не умею, я ничего не делаю (хотя это не так). Она воспитала меня так, что в конфликте с ней я замыкаюсь в себе и молчу, хотя на душе тяжело. Если я начинаю что-то говорить, она перебивает, орет на меня, и мне становится от этого еще обидней, и я еще больше замыкаюсь в себе. Как-то раз мама мне заявила, что если я сделаю то, что ей очень сильно не понравится, то я ей не дочь. Она меня обвиняет в том, что я не думаю о ней, что если с ней что-то случится, то мне будет наплевать. Но я всегда беспокоюсь о ней, потому что знаю, что у нее иногда побаливает сердце. Я боюсь ее обидеть, поэтому всегда думаю, прежде чем сказать. Когда я сильно расстроюсь, у меня колет в сердце. Получается, она не думает, что она меня тоже обижает? В отношениях с парнем мама говорит, что он жадный, что он похож на моего отца, что он меня будет бить, когда мы поженимся. Но мы с парнем встречаемся уже почти 2 года, об этом много раз разговаривали, и он сам так воспитан, что не поднимет руку на женщину. И насчет учебы. Если я действительно готовлюсь к экзамену, потом говорю, что сдала на 3, потому что у меня в голове все перемешалось, она говорит: "значит так учила". Сегодня она мне сказала, что мне покупали телефон, ноутбук, а я все равно плохо учусь. Смысл сказанного я так и не могу понять. Что она хотела этим сказать? Что она жалеет тех денег, которые потратила? Мне иногда кажется, что она не понимает, что мне некоторое не удается сделать так, как она этого хочет. Она мне сказала, что обрежет мне бюджет (т.е не будет давать денег), если у меня за сессию будет хотя бы одна 3. Получается, она хочет моего диплома больше, чем я сама? Значит она хочет, чтобы я из 3-цы сразу стала отличницей? Значит ей наплевать, что я говорю по поводу своих неудач? Она находит только одну причину, лишь бы наорать. Еще сегодня она сказала, что я толстая и мне надо на диету садиться. Мне стало обидно. Разве родная мама может вот так вот сказать? Мы с парнем хотим пожениться. Мы бы давно это сделали, но моя мама не разрешает. Она не разрешает жениться, даже жить вместе, а уж тем более боится, что я принесу в подоле и оставлю ей нянчиться, а сама пойду гулять. Как я понимаю, она не хочет иметь внуков? А что в этом плохого? Еще она боится, что мы с ним переспим. Чем больше я думаю об этом, тем больше мне становится обидно от того, что мама хочет мне сделать как лучше, но делает только хуже. Разве она этого не понимает? Подскажите, что мне сделать, чтобы она хотя бы немного стала относиться ко мне получше? Чтобы она изменила свое отношение ко мне и к моему парню? Чтобы она была не так категорически настроена против свадьбы и ребенка? Скажите, разве родная мама может сказать, что она откажется от тебя, если ты сделаешь что-то не так? Разве она не понимает, что мне от сказанных напрямую ею слов тоже обидно и больно? Она вообще думает, что у меня тоже есть чувства и эмоции?
Людмила, Курган, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Родитель еще и не то может. Вы идеализируете свое понимание родителя. В Вашем случае Вы имеете дело с манипулятивной личностью. Это происходит через: - эмоциональный шантаж (она начинает говорить ему про меня, что я ничего не умею, я ничего не делаю, я ленивая, я неприспособленная ни к чему... Если я начинаю что-то говорить, она перебивает, орет на меня) - угрозы (если я сделаю то, что ей очень сильно не понравится, то я ей не дочь) - обман (в отношениях с парнем мама говорит, что он жадный, что он похож на моего отца, что он меня будет бить, когда мы поженимся). Опровержение, факты: Но мы с парнем встречаемся уже почти 2 года, об этом много раз разговаривали, и он сам так воспитан, что не поднимет руку на женщину. - контроль через деньги (обрежет мне бюджет (т.е. не будет давать денег), если у меня за сессию будет хотя бы одна 3). Вам 20 лет, и Вы сами должны контролировать свою учебу, в данном случае деньги - это напоминание Вам, что она Вас "покупает/оплачивает" = делать будешь, что я (мама) сказала. - принуждение (она не разрешает жениться, даже жить вместе, а уж тем более боится, что я принесу в подоле и оставлю ей нянчиться, а сама пойду гулять), то есть принуждение жить, поступать так, как она хочет. Как манипуляривное поведение родителя отражается на личности и психологическом здоровье ребенка? Он становится неуверенным в себе, накапливаются чувства обиды, гнева, вины, болезненное чувство, что его предали. Есть только один путь, и не тот, который Вы думаете. Не изменение мнения мамы, не убеждение мамы в том, что Вы не такая, как она говорит, и т.п. Только если Вы будете вкладывать в себя. Работать над своей самооценкой, над своим чувством идентичности. Развивать свою способность не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него (это называется ассертивность). Вы должны учиться быть достаточно уверенной, чтобы отказываться делать то, что Вы не хотите делать, и наоборот - делать то, что считаете нужным для себя. Вы должны действовать в соответствии с Вашими собственными ценностями и убеждениями. Посмотрела сейчас - в Кургане достаточно психологов, наберите в гугл "Каталог психологов", выбирайте специалиста. На первой консультации Вы можете также узнать, как Вам работать самостоятельно, если нет возможности посещать специалиста.