Как выйти из ситуации, когда я привыкла к БДСМ-отношениям?
Здравствуйте, Арина! Полтора года я была в сложных и нестабильных отношениях. Я никак не могла и до сих пор не могу уйти от человека, он меня тоже не отпускает. Между нами стойкая эмоциональная зависимость. Последний месяц отношений и последующее расставание довели меня до нервного истощения и нервного срыва. Наши отношения со временем приняли крайне нездоровый характер. Сначала он вовлек меня в бдсм, где сексуальный контакт подразумевал грубое физическое обращение и унижение. Я сильно этим увлеклась, и позже наши специфические отношения перешли в обычную жизнь. Он давал мне задания и наказывал за невыполнение, что мне тоже нравилось. Пощечины стали привычнее поцелуев. Мне это нравилось до тех пор, пока психический садизм с его стороны не перешел границы, и я начала чувствовать банальное неуважение к себе с его стороны. Тем не менее, даже сейчас я не могу выйти из отношений и тянусь к нему. Я понимаю, насколько странно это звучит, но я скучаю по той боли и унижению, которую он мне дает. По нему тоже сильно скучаю. Он с ума сходит, когда у него не получается меня встретить и воплотить в жизнь свои фантазии. В окружении много мужчин, но я их не воспринимаю. Пыталась переключиться, но теперь "хорошие парни" меня вообще не воодушевляют. Читала, что это возможно связано с тем, что я воспринимаю себя как жертву и думаю, что недостойна лучшего. Как вы считаете, как мне выйти из этой ситуации и с чего надо начинать в работе с психологом?
Юлия, Швеция, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Я бы здесь разделила сексуальные отношения (БДСМ) и ваши взаимодействия вне этой области. Что касается общих представлений о причинах интереса и практики БДСМ, то они неверные. Предполагается, что партнеры, которые участвуют в садо-мазо играх, имеют различные психологические проблемы, например, такие как повышенная тревожность, в анамнезе ситуации сексуального насилия, или что таким образом они пытаются компенсировать свои сексуальные трудности. Обывательское мнение, что БДСМ - это извращение, унижающее человеческое достоинство. Есть ряд исследований, которые опровергают это. Например, телефонный опрос в Австралии продемонстрировал, что партнеры, практикующие БДСМ (19 тыс. чел.), не более, чем контрольные группы, подвергались сексуальному насилию или имели сексуальные проблемы. Также такие пары отмечали повышенный уровень интимности и удовлетворенность в своих отношениях. Было еще одно исследование 902 голландцев (464 мужчин и 438 женщины) с форума БДСМ по сравнению с контрольной группой, которое выявило личностные особенности первых: 1. низкий уровень невротизации (когда отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний - спокойствие, оптимизм, инициативность, чувство собственного достоинства, социальная смелость, независимость, легкость в общении и связанная с этими качествами хорошая стрессоустойчивость). 2. высокий уровень экстраверсии (общительность и уверенность в себе, активность, энергичность). 3. открытость опыту. 4. ответственность. 5. дружелюбность, склонность к конформизму. Высокий уровень экстраверсии и низкий уровень невротизации, как правило, связаны с чувством психологической безопасности и чувством благополучия. Партнеры, которые увлекаются БДСМ, могут иметь более высокую потребность в упорядоченности, дисциплине, порядке, признании правил и границ. Авторы Peggy J. Kleinplatz и Charles Moser в своей книге "Sadomasochism: Powerful Pleasures" (можно приобрести на амазоне) установили, что БДСМ как игра в безопасном и договорном режиме, не является доказательством психического или физического расстройства, заболевания, не является результатом эмоциональных травм прошлого или следствием воспитания в обстановке унижения. Психолог Pamela Connolly также в результате своих исследований (Psychological Functioning of Bondage/Domination/Sado-Masochism (BDSM) Practitioners) пишет о том, что БДСМ - это не патологический симптом, а одно из разнообразий широкого спектра нормативных эротических интересов человека. Сексолог и невролог Nan Wise, который изучает головной мозг во время оргазма, соглашается с этой идеей и пишет также: "Природа любит разнообразие, а общество не терпит его". Что касается отношений с Вашим мужчиной, в которых Вы чувствуете унизительное отношение к себе как к личности, то, возможно, Вы имеете дело с человеком с садистскими наклонностями, эмоционально неустойчивым, имеющим потребность в постоянном нервном возбуждении. Возможно, он эмоционально "пустой" и незрелый, и поэтому ему требуются такой наркотик, взвинчивание, чтобы чувствовать себя (у меня есть чувства). Также он может иметь бессознательное презрение к другим людям в принципе. Почему Вы оказались в этих отношениях. Могу предположить, например, что Вы "наполняете" с помощью него себя, имеете проблемы с выбором и взятием ответственности на себя, чья-то власть и чье-то превосходство могут давать чувство контроля и встроенности в систему. В любом случае, если Вы обеспокоены, значит, эти отношения перестали быть терапевтичными и реализующими Ваши потребности, а стали наносить ущерб. С чего начать - пусть решает психолог, к которому Вы обратитесь, предлагает Вам план. Понимание особенностей личности, ее мотивов и целей, например, если Вы пишете, что желаете выйти из отношений, это необязательно именно так. Какие функции у этого унижения, душевой боли в данном случае, можно ли реализовывать эти потребности в более безопасном режиме и т.д.