Трудности социального характера мешают мне жить
Здравствуйте! С детства знаю, что я интроверт. Всегда существовали некоторые социальные страхи (раньше - серьезные, сейчас со многими могу справиться, хотя и осознаю, каких сил мне это стоит). В принципе, от людей особо не шарахаюсь, в обычных бытовых ситуациях (в транспорте, магазине) знаю, как отвечать. Другое дело, что это слишком часто осознанное поведение, вроде как "ну ведь меня так воспитали". А вот если вдруг в той же маршрутке начинают со мной беседы вести, я теряюсь. В детстве были приступы навязчивых мыслей, продолжалось 2 года (мысли о насилии, убийстве, все это меня чудовищно пугало до бессонницы). В последнее время эти мои особенности, к которым я уже привыкла, стали как будто ярче. И мысли надоедают (например, какую я глупость сказала при знакомых), и общаться все сложнее. У меня есть друзья, которых я очень люблю, но я не могу с ними долго общаться, а когда встречи идут одна за другой, то радости уже никакой не получаю, только напряжение. Постоянно думаю о том, как бы не казаться странной. А если молчу, то ведь сразу звучат претензии, что я на что-то разозлилась - из-за этого совсем становится тяжело, ненавижу себя. Появились новые отношения внезапно, когда уже не ждала. И человек замечательный. Но мне сложно спать в одной постели с ним, я нервничаю. Сложно много общаться. Буквально заставляю себя что-то рассказать. А когда не заставляю, а рассказываю что-то глупое, мимолетное, но меня впечатлившее (недавно проехали мужчину на улице, который почему-то стоял посреди тротуара - я о нем весь вечер думала и хотелось обсудить), то особого интереса не наблюдается. И это как бы снова меня отрезвляет: вряд ли я говорю что-то, что люди обычно обсуждают, правильно, что никому не интересно. Посоветовали на форуме пройти пару тестов. Прошла. Знаю, что без помощи специалиста результат будет очень приблизительным. Но результаты какие-то очень высокие. Aspie-quiz - 156/200 RAADS-R = 188 Думаю, может, правда, что-то не так со мной? Не знаю, как быть.
Варя, Россия, 21 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : По результатам тестов можно предположить синдром Аспергера, который считается менее тяжелой формой аутизма. Определяется по следующим критериям: - нарастающее ощутимое ухудшение в социальных взаимодействиях с людьми, то есть значительные затруднения в использовании невербальных способов поведения, такие как отсутствие контакта глаз, нет разнообразия в мимике, неуклюжие позы тела, неуклюжие жесты, отсутствие спонтанных реакций при стремлении разделить радость, интересы или достижения с другими людьми. Сложности в выражении соответствующих социальных или эмоциональных реакций при общении, разговоре (недостаточность или отсутствие реакций). Другой критерий - это ограниченные и повторяющиеся модели поведения, интересов и деятельности, когда могут волновать, например, две темы и не более, это также отсутствие гибкости, когда нужно присоединиться к социальным ритуалам, это повторяющиеся двигательные манеризмы (движения тела, хлопки и т.п.). При Аспергера нет задержки когнитивного развития, овладение речью в норме, адаптивное поведение тоже, кроме социального взаимодействия. Вы можете обратиться к психиатру или клиническому психологу для постановки диагноза и получения терапевтического плана. Медикаментозная терапия неэффективна, при Аспергера применяется поведенческая терапия и образовательная - как сократить чрезмерную стимуляцию, сенсорную перегрузку, обучение навыкам, использование языка в социальных ситуациях, мимики, жестов и т.д.