Боюсь своей смерти и смерти своих близких
Здравствуйте! У меня фобия, и я не знаю, как с ней справиться. Я боюсь смерти. Боюсь что в конце наступит небытие, боюсь дня, когда не станет моих мамы, папы, мужа. Я даже не могу объяснить это состояние. Просто в такие моменты у меня перехватывает дыхание и начинает колотится сердце. Я не знаю, как избавиться от этих мыслей. У меня дочка, 4 месяца. Целый день я с ней. Но как только она засыпает, я не знаю, куда деться от самой себя. И я заметила, что это происходит, когда я поздно ложусь и когда у меня каникулы в университете. А сейчас я вообще только с дочкой сижу. Взяла академ. Я не знаю, что мне делать. Чем себя занять, чтоб не вспоминать об этом...
Анна, Уфа, Россия, 21 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Страх смерти - это то, что должно быть в жизни человека, и этот страх в себе несет возможности - сильнее, острее чувствовать себя живым, рациональнее или эффективнее использовать свое жизненное время, чувствовать ответственность за свое бытие здесь, сейчас. Однако этот страх также может выйти из зоны позитивного влияния и стать мучительным состоянием, перманентным, никуда не двигающимся и только накапливающим испытываемый человеком ужас. Это часто происходит при отсутствии какой-то личной концепции относительно фундаментальных вещей в нашей жизни, при склонности в развитию тревожных расстройств и т.д. В Вашем случае пусковым механизмом могло послужить положительное событие - рождение ребенка, но при этом рождение означает осознание ответственности и столкновение перед созданием жизни, которая помимо того, что уязвима, она также конечна. То есть смотреть на своего ребенка в процессе его жизни и изменений может быть похоже как на то, чтобы постоянно смотреть в глаза своему страху. И если нет по отношению к этому страху смерти никаких наработок, это будет состояние ежедневной борьбы, бегства и поражения. Вы не сбежите от себя и постоянно будете возвращаться к себе. Начните с книги Ирвина Ялома "Шопенгауэр как лекарство". Затем - Ремарк "Жизнь взаймы", начнете читать, рекомендую еще "Ночь в Лиссабоне". Если заинтересуют исследования на тему смерти, тогда Арьес Филипп "Человек перед лицом смерти".