Я ощущаю себя полным ничтожеством...
Здравствуйте, меня зовут Дима, мне 22. У меня очень сильное подавленное состояние. Дело в том, что себя я считаю самым настоящим ничтожеством. Моя самооценка опустилась к отметке -100, если не больше. Девушки нет, считаю себя уродом, и некоторые представительницы... прекрасного пола высказали это напрямую. Родители в разводе, постоянно конфликтовали и ссорились. Я не пью, не курю, занимаюсь спортом. Со здоровьем мне не очень повезло: себорейный дерматит, неизлечимый, плюс есть лишний вес, несмотря на спорт. Учусь в институте, где мне совсем не нравится, как и специальность, но из-за лени я не мог никуда поступить в другое место, так что пришлось идти туда, где работают родственники. Я ощущаю себя полным ничтожеством, я не хочу жить, не вижу для себя никакого будущего. На сверстников - более успешных, подтянутых и спортивных, всегда смотрю с дикой завистью и ощущаю себя глистом на их фоне. Я не знаю, что мне делать. Можете что-нибудь посоветовать? Спасибо заранее.
Дмитрий, Ростов, 22 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Многие люди, особенно в детском и подростковом возрасте, слышали о себе нелицеприятные вещи (клички, обзывательства, неосторожные высказывания сверстников и т.д.). Но не для всех это становится убеждением, ведь это не факты, это всего лишь мнения других людей. Что этому противопоставляется? Ваш собственный опыт, те сообщения, которые Вы прямо или косвенно получали от значимых, близких, авторитетных людей, - какой Вы человек, как Вы выглядите. Если при этом Ваши переживания от такой обратной связи от близких (семья, родители) были отрицательными, в таком случае Ваши убеждения тоже будут отрицательными. Особенно этому способствуют такие факторы, как систематические наказания, отсутствие заботы, похвалы, тепла, любви или интереса (равнодушие близких), конфликтность родителей, запугивание со стороны родителей, обзывательтва, отсутствие поддержки, что вызывает чувство потерянности, безнадежности и наполняет ребенка ненавистью к себе. Чрезмерная опека и поддержка без разбора тоже делает ребенка неуверенным и неспособным справляться с реальностью окружающего мира, это также снижает самооценку. Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие - самые частый источник низкой самооценки, также системы убеждений в семье (религиозные и иные системы) могут заставлять ребенка чувствовать, что он постоянно грешит, и что он постоянно неодобряем авторитетными фигурами. Как Вы видите, стоит понять источник, причины, поскольку Вы не только стали уязвимы к высказываниям других людей, но и сами поддерживаете в себе образ "ничтожества". Ваша терапия требует времени, задача - стать собственным лучшим другом, хорошим внутренним родителем. Подумайте над тем, чтобы обратиться к психологу очно или заочно по скайпу.