Я как была, так и осталась для всех козлом отпущения
Здравствуйте, меня зовут Земфира, мне 31. Не замужем, детей нет. Переживаю сложный период в жизни. Знаю, что не тупик, но самостоятельно выбраться не получается. Дело в том, что я выросла в семье, где родители каждый день ругаются до сих пор. Отец пил в молодости, скандалы, драки, мне тоже перепадало, причем от отца, когда я защищала мать, а от матери - просто чтобы отыграться, скинуть свою злость. Она всем была недовольна, не так мою посуду, не так готовлю, не так убираюсь, за братишкой не так присматриваю. Сначала приказывает, потом устраивает проверки и показательно за мной все переделывает, причем злобно ругается матом. Унижала, в общем. Я боялась вообще что-либо сделать или не сделать. С друзьями не разрешала общаться, наговаривала про них. Меня обзывала проституткой, принесешь в подоле и т.д. Хотя в школе я была отличницей, медалисткой, с парнями не встречалась. Сама поступила в вуз, в другой город, отучилась на бюджете, много друзей. Домой приезжала со страхом. Последние 2 года учебы летом ездила в лагерь работать, только чтобы не ездить домой. Однажды приехала погостить на каникулы, через неделю ночью сбежала из дома без денег, без вещей, потому что мама меня запилила и начала меня бить удлинителем, потому что я молчала. Мне помогли чужие люди. Я сняла квартиру, устроилась на работу, денег не хватало, поменяла несколько мест. К родителям не ездила и не общалась по телефону год-полтора. Была пара неудачных романов. Потом познакомилась с мужчиной разведенным. 2 года с ним встречалась. Вернее, 2 года терпела его побои. Оказался лгуном и тираном, я с ним пережила и аборт, и увольнение с работы, и измены, и побои, и наговоры. Чуть замуж не вышла. Вначале он был очень обходительным, красиво ухаживал, ухоженный, богатый, красивый. Потом постепенно начал унижать, ревновать по пустякам, провоцировать на ревность рассказами о сексе с женщинами разными, критиковать по-всякому, манипулировать расставанием. Сначала я спокойно реагировала на критику, думала, притираемся, потом самооценка начала снижаться, он меня изолировал от друзей и привязал к себе. Я начала подстраиваться. Потом начал ломать мои вещи, технику, мебель, портить одежду, потом пощечины и потом уже побои. Он меня и подвешивал, и поджигал, и плевал, и душил, и таблетками травил. Потом даже на улице мог ударить. Причем неожиданно и без причины. Как-то уговаривал, интересно, что я верила, что сама виновата. Маме боялась признаться, а он по телефону ей же жаловался на меня, та опять меня же и гнобила, что довожу парня, что у меня характер конфликтный. Я всю вину брала на себя, пыталась быть идеальной. Прощала все, меня как личности вообще не осталось. В конце концов он у меня в квартире оставил полный разгром и ушел к другой, напоследок обозвал еще по-всякому, поунижал. Я похудела на 15 кг за 2 недели, начались аллергии, закрылась. Как бы оцепенела, все раздражало, все время плакала. Депрессия не проходила. Прошло 8 месяцев, и вдруг он умер от инсульта в 32 года. когда я узнала, уволилась с работы и закрылась в квартире. Было ощущение, что я виновата в этом. Целыми днями просто плакала и спала. Были сбережения, на них жила, теперь не осталось, но и сил искать другую работу нет и желания. На прошлой работе тоже была гнобежка со стороны начальницы. Я очень любила ухаживать за собой и привлекала внимание мужчин. Первое время коллеги часто со мной болтали. Возможно, это моей незамужней начальнице не нравилось, не знаю. Она гнобила, я не могла нормально ответить. Терпела полгода. Меня лишали и премий, не засчитывали мои продажи, за малейшее опоздание объяснительная, отгул не разрешали брать. Мне не разрешали даже с коллегами общаться, сразу одергивали. Все боялись ее и стали меня избегать. Она могла вечером позвонить и обозвать или напугать, что я хуже всех работаю, хотя потом оказалось, что у меня лучший результат из новичков. Теперь мои сбережения закончились, родителей попросила, даже приехала на 1 день, опять ругань. Помочь не хотят, вопрос о деньгах замалчивают. Зато мама теперь звонит каждый день и жалуется на все. Любая мелочь - повод для жалоб. Отец забыл машину помыть, брат заканчивает универ, подруга не позвонила, тетя нагрубила - все это повод позвонить и мне жаловаться. Мама все время повторяет - убить меня хотите. Мне невыносимо слышать про смерть, я ее просила, не надо мне пока это говорить. Я никому не хотела рассказывать про весь этот ужас, не хотела, чтобы видели меня такой, надеялась на поддержку матери в сложный период, но она меня ругает, жалуется только на свои проблемы и бросает трубки. Как была козлом отпущения, неудачницей, так и осталась, не нужной никому, даже матери.
Земфира, Россия, 31 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Люди, которые страдают от синдрома жертвы, считают, что они не имеют никакого контроля над тем, что происходит, как разворачиваются события, они не чувствуют свою ответственность. Такие люди недостаточно осознают, что их используют другие, они привыкли к этому состоянию, у них отсутствует здоровая самооценка или концепция Я, их вера в себя слаба. Они выросли в семье с высоким уровнем стресса, где их права не уважали, поэтому им не хватает компетенций, навыков и способностей, чтобы встать на защиту своих прав, не хватает понимания, информации об уверенном, напористом поведении, недостаточно опыта в использовании жесткого поведения. Они могут не доверять другим, скептически относиться, если кто-то действительно хочет помочь им. Синдром жертвы предполагает наличие иррациональных убеждений: - что Вы должны быть хорошей для всех, даже если эти люди нехороши для Вас - что жизнь должна быть наполнена несчастьем и неопределенностью - что Ваша роль в жизни - быть проигравшей - что большинство людей в основном эгоистичны и неуважительны - что Вы никогда не должны жаловаться - что надо молчать, скрывать свои чувства Жертвы часто не защищают свои права, потому что они страдают из-за страхов неодобрения, отказа, страх перед риском войти в зону конфликта, страх неизвестности, изменений, протовостояний, страх быть эмоционально сломленным или разбитым, страх совершить ошибку и потерять самоуважение. Вам необходимо корректировать мышление и поведение жертвы. Обратитесь к психологу очно или заочно по скайпу.