Мне стыдно за себя и неловко грузить других своими проблемами
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в себе. Может быть, именно Вы поможете понять, что не так. Нет настроения, и кажется, что его уже и не будет. Очень грызет совесть по отношению к молодому человеку, да и вообще всех людей, которых хоть как-то касается, но все мои жалобы и грусть происходят при нем в основном (так как много времени проводим вместе). Раньше, когда я училась в школе и жила в другом городе, занималась в танцевальном коллективе, очень часто были выступления, дома проводила времени мало, были друзья, но с парнями не складывалось, хотя все мои подружки постоянно общались с мальчиками, а я завидовала, считала себя "гадким утёнком". Те, кто обращал на меня внимание, не нравились мне, и было их очень жаль из-за этого. Чувство стыда вообще у меня какое-то слишком сильно развитое. Родителям раньше рассказывала все, что натворила, вообще все. А если старалась не рассказывать, но это чувство как будто сжигало меня изнутри. Хотя сейчас понимаю, что это все были глупости и ничего бы не поменялось, если бы я молчала. Еще тогда зареклась, что никогда никого у меня не будет, проживу одна. Да и у родителей отношения были не самые лучшие, часто ругались, одним словом: жуть и вспоминать не хочется. Потом поступила в ВУЗ в другой город и переехала жить от родителей. Очень часто плакала, один раз дело дошло до нервного срыва, тяжело переживала, никуда не выходила, кроме института. Потом появились друзья. Начала через полгода общаться с парнем, он мне не нравился, казался противным, но относился ко мне очень хорошо. Не виделись с ним около 2х месяцев, и мне показалось, что я заскучала, когда встретились, то сошлись, полгода, можно сказать, прожили вместе. Я себя все убеждала, что лучшего я не достойна, что лучше у меня не будет, что надо жить с тем, с кем комфортно. Начала вести себя с ним как стерва, говорила, что использую, хотела, чтобы сам ушел, так жалко было его бросать. Через, примерно, полгода все-таки расстались. Никого не подпускала к себе, даже если были симпатичны. Но через, примерно, еще полгода появился молодой человек, с которым мы вместе уже больше года. Когда мы были вместе три месяца, меня обуял страх, "а вдруг я его обманываю и не люблю на самом деле", пыталась расстаться, но не смогла уйти сама, говорила ему, чтобы сам ушел, если его во мне это не устраивает, но и этого не произошло (хотя я очень боялась). Вообще не могу до сих пор понять, откуда это появилось. Долго копалась в себе, он все это знал, помогал. Потом успокоилась, все очень хорошо было, никаких сомнений, даже иногда задумывалась сама о свадьбе, как это все будет. Но через год это ощущение вернулось, он опять же все знал. Но опять успокоилась, поймала себя на мысли, что я ради него ничего не делала через силу. Я очень легко иду на поводу у собственных мыслей, они как будто знают, как побольнее ударить. Начала невольно думать о других, во время секса мерещилось абы что, боялась смотреть на других парней, сразу мысли глупые, которые я не могла контролировать! Это очень мне напоминало "не думай о розовом слоне", но если думать, что не надо думать, то ничего и не получится. Это прошло через какое-то время. Мучает совесть, что ни у кого таких проблем нет, а ему досталась я с каким-то бредом в голове, с которым я разобраться не могу никак! И когда я пыталась думать, что все хорошо, какое-то неприятное чувство нахлынывало, и опять я начинала думать, чтобы больше его не было, но приходила всегда к ничему. Просто не хочется жить вот так с чем-то неприятным на душе. Причем всегда думаю о наших отношениях сразу (хотя понимаю, что это все глупо, потому что когда мою голову не занимает всяческий бред, то я чувствую себя комфортно и очень хорошо и правильно с ним:)). Неделю назад он меня бросил, как грубо бы это не звучало. Я очень сильно переживала, перестала есть, сдерживала себя и все равно писала ему и звонила сама, спрашивала у его друзей, как его дела, сама не рассказала никому. Даже приехала к его дому, чтобы прогуляться одной, потом наблюдала за ним через окно. А ведь если бы я его не любила и мне просто было жаль все бросить, то я бы не хотела его вернуть так сильно и воспользовалась моментом, когда он меня бросил сам. К чему я все это Вам написала. Неделю мы не разговаривали почти никак, и я не могла думать о другом, потом мы помирились, я была счастлива! Но почти сразу на меня как будто камень свалили. Любовь не может взять и пройти (только влюбленность может), да и вообще ее строить надо долгое время. И я начала думать, что причина во мне, я учусь вообще не там, где хочется, не делаю ничего из того, что мне нравится, хотя могла бы, но, наверное, боюсь выйти за границы своей комфортности. Поняла, что мне всегда стыдно за себя, стыдно кого-то грузить проблемами, да и вообще я себя не люблю. И самое страшное, я боюсь, что если начну делать то, что нравится, это ощущение пустоты не пройдет, а я не хочу ни себя, ни кого-то еще грузить этими глупостями. Слова "относись проще" не помогают, чувство это не проходит. Вот, собственно, всё. Открыла свою душу Вам. Сама не могу распутать этот клубок, может, хоть Вы поможете. Укажите мне то слабое место, которое меня топит, пожалуйста. Спасибо заранее :)
Елизавета, Красноярск, 21 год
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Можно сказать, что основное чувство - это стыд, основное убеждение - я недостойна. Стыд всегда указывает на нашу личность. Чувство вины, например, говорит нам, что мы делаем что-то неправильно, тогда как стыд - о том, что неверна наша сущность, наша личность. Чувство стыда рождается из убеждения, что мое "Я" - это в основном недостатки, это что-то негативное, плохое, неважное, не заслуживающее любви. Это ложная вера могла подпитываться с детства, не было чувств любви, ценности, понимания, зато было ощущение, что с Вами что-то не так (раз не любят). Затем развивается зависимость от стыда с помощью следующих способов: 1. стыд может давать чувство контроля над чувствами и поведением других людей. Пока мы считаем, что являемся причиной того, что нас отвергают (или должны отвергать) другие, мы верим в то, что можем что-то с этим сделать. Как ни парадоксально, но это дает ощущение власти, то есть мы - причина поведения других людей, мы не даем им свободу воли (в своем восприятии) чувствовать и вести себя так, как они хотят, считают нужным. Мы не хотим принять нашу беспомощность перед чувствами и поведением других людей. 2. стыд защищает нас от других чувств, которых мы боимся, и дает нам ощущение контроля над нашими собственными чувствами. Стыд может укрывать одиночество, горе, печаль, скорбь или беспомощность перед другими. Стыд возникает в результате наших собственных ложных убеждений, а одиночество, горе, печаль, беспомощность перед другими являются экзистенциальными чувствами - то есть такими, которые являются естественным результатом жизни. Многие люди предпочитают чувствовать, например, стыд, чем чувствовать подлинные болезненные ощущения жизни. Вы можете выйти из этого круга, если Вы готовы принять, что чувства и поведение других не имеют ничего общего с Вами. Когда Вы признаете, что другие имеют свободную волю, чтобы быть добрыми, грубыми, открытыми или замкнутыми, любящими или нет, что Вы не являетесь причиной их чувств и поведения, - у Вас не будет никакой необходимости контролировать все это через стыд. Когда Вы отпускаете Вашу необходимость контролировать других, а вместо этого испытываете сострадание к себе и другим, Вас будут отпускать ложные представления о себе, которые вызывают чувство стыда. Если причина в подлинных чувствах, то Вы должны быть готовы их почувствовать, а не скрывать за стыдом. Когда Вы научитесь жить и развивать в себе такое вот состояние жизни с присутствием в ней заботы и сострадания к Вашим собственным экзистенциальным переживаниям, Вы больше не будете иметь необходимость защищаться от этих чувств с помощью стыда.