Как поговорить с ребенком, но не обидеть?
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. А дело вот в чём. Нашему младшему сыночку 2 месяца, старшему 13 лет. Проблема начинается, когда к нам приходят другие дети (моей подруги, например). Наш старший сын во всём, ну или почти во всём мне помощник, и я уже как-то привыкла к тому, что меня слушают и слышат. Но когда приходит дочь моей подруги, всё переворачивается с ног на голову. Она абсолютно ничего не слышит, на мои замечания не реагирует. Родители не считают нужным делать этого. Меня очень раздражает, когда она берёт игрушки маленького (ведь ребёнок потом их в рот тянет, так зачем же их лапать грязными руками?). Ещё очень не нравится, когда она начинает трясти как сумасшедшая этими самыми игрушками у ребёнка под носом, да не одной, а несколько игрушек, в результате он не может уследить за игрушками и плачет. Про крик, беготню я уже не говорю. Когда она у нас в гостях, создаётся очень нервозная обстановка. И когда она уходит, в доме такая тишина, такая благодать, что мне с каждым разом всё меньше хочется её видеть. После её ухода и ребёнок приходит в себя, начинает улыбаться и играть. Как мне сказать чужому ребёнку, что так вести себя нехорошо, но при этом ещё и не обидеть ни её, ни родителей. Подскажите, пожалуйста, как выйти из сложившейся ситуации, в семье девочка растёт в атмосфере вседозволенности, замечания ей не делают вообще, даже если это и надо. Слова "нельзя" она тоже не знает. Заранее спасибо.
Марина Кузнецова, Саратовская область, 34 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Я думаю, вполне допустимо поговорить с родителями этой девочки, объяснить им все трудности, которые возникают у вас дома в ее присутствии. Разговаривать в доброжелательном ключе, не упрекая и обвиняя, а просто объясняя, что есть некоторые проблемы, и в этой связи, возможно, лучше ее визиты к вам прекратить. Выражать свои пожелания и отстаивать свои интересы всегда можно так, чтобы не обижать людей. Обижаем мы тогда, когда хотим обидеть. Если же мы уважительны к своим оппонентам, как правило, они не обижаются. Если же, паче чаяния, обижаются - это уже их проблемы, и им с ними справляться, а не Вам!