Дочь считает себя ненужной и самой худшей
Здравствуйте! Скажите мне, как профессионалы своего дела, каким образом мне лучше поступить. У меня вполне счастливая семья. Муж, который старается делать все на благо семьи, и доченька 6 лет, вот с ней-то и не знаю, что делать. Полтора года назад я устроилась на хорошую работу (до этого тоже работала, но быстро оттуда сбежала из-за мизерной зарплаты), и все было вроде ничего. Дочка ходит в садик, получается так, что мы с мужем до 6 работаем и сломя голову через весь город, то он, то я мчимся до закрытия садика забирать ее, как всегда, последнюю. Бабушек у нас нет вообще, есть свекровь, но она работает и почти с дочкой не помогает. В общем, мы с мужем одни, я почти до 4 лет сидела с ней дома в декрете. В июле съездили в отпуск семьей - с дочкой и мужем, а сейчас до сада она сидит со свекровью на даче. Каждые выходные мы приезжаем к ней, и вроде все хорошо, только дочка стала часто говорить, как ей нас с мужем не хватает... Понятно, что все дети скучают по родителям, но она говорит фразы типа: "Мне кажется, я Вам с папой не нужна", "Я Вам мешаю", "От меня одни неприятности", "Лучше бы меня не было", "Я рисую, танцую, пою и т.д. хуже всех", "Я страшная" и так далее. При всем при том, я ей постоянно говорю, что она самая лучшая, единственное, что я, конечно, после работы мало когда с ней играю, разговариваю. Кормлю, умываемся, и, как правило, день заканчивается сказкой и поцелуем на ночь. Скажите, как сделать так, чтобы искоренить в доченьке это ощущение ненужности, хочу вселить в нее уверенность, что она самая лучшая и любимая. И еще, скажите, пожалуйста, через год нам в школу. Очень не хотелось бы отдавать ее на продленку... и с работы уходить не хочется (шанса найти больше такого места не будет). Думаю родить второго малыша, чтоб начальную школу быть дома, дочке будет легче (всегда будет дома после уроков) и постараюсь как мама уделять ей и второму маленькому больше внимания. Но муж боится второго рожать, говорит, только жить начали, дочка подросла. А у меня это из головы не выходит. С другой стороны, работая, я могу доченьке больше дать в материальном плане. Как быть? Спасибо заранее!
Екатерина, Россия, Санкт-Петерубрг, 31 год
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Очевидно, что Вы стоите перед выбором - что дать ребенку: больше любви или больше материального благополучия? Вас никто не может заставить совершить этот выбор так или иначе, вы должны решить это сами. Могу лишь напомнить о том, что материальное преходяще, а любовь вечна. "Бог есть любовь" - помните? В своей практике я видела множество случаев, когда подросшие дети "мстили" родителям своим плохим поведением, своими несчастьями, разрывом отношений, за то, что те их недолюбили. Но никогда не видела, чтобы дети, выросшие в любви, мстили родителям за материальную недостаточность.