Не могу научиться отказывать своей подруге
Добрый день,моя проблема в том,что я не могу научится отказывать, и не кому-то,а именно одному человеку (подруге),которому на меня все равно,ей не важно болею я,гости у меня,умер кто-то,ей нужно, чтобы я что-либо сделала (пошла с ней гулять, закинула ей фотки, привезла вещи и т.д.)если я уже точно не могу,она начинает обижаться на меня,а я себя потом чувствую виноватой,и это меня убивает.... я хожу с ней, хоть больная,уставшая,в любом виде.. не могу уже, помогите мне!!!!!
Камилла, Астана, Казахстан, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Каждый раз, когда Вы говорите "ДА", в то время как на самом деле это "нет", спрашивайте себя - почему я это делаю сейчас? Меня учили никому не отказывать или что настоящая дружба, отношения не могут сочетаться с моим несогласием, другим мнением? Или я боюсь, что я никому не нужна, неинтересна, не представляю ценность и потому готова на все, лишь бы доказать человеку свою преданность, только бы он позволил быть рядом с ним? Почему я это делаю, какие неосознаваемые цели я преследую, ведь я на самом деле что-то получаю от этого или пытаюсь получить для себя? Первое - это нужно понять, что именно Вы реализовываете через такую покорность и когда Вас потребляют. Затем меняется идеология - где границы моей личности, что я могу позволить делать другим по отношению ко мне, а что нет, в чем моя значимость, ценность. Одновременно с этим надо нарабатывать практические поведенческие навыки, новые навыки, когда Вы учитесь ограничивать других людей в том, когда они наступают на Вас, на Ваши интересы, на Вашу территорию. Это процесс. Рекомендую почитать книгу Клауд Г., Таунсенд Д. Дети: границы, границы. Она больше для родителей, но в ней Вы найдете достаточно ценной для Вас информации, что такое вообще психологическая территория и границы личности. Научитесь это чувствовать.