У меня никогда не было серьёзных отношений...
Здравствуйте. У меня к вам вот какой вопрос. Мне 29 лет, но у меня никогда не было серьёзных отношений. Когда мне было 20 (я ещё была девственницей) мой знакомый меня изнасиловал. Я очень переживала по этому поводу, никому ничего не говорила. Близость для меня стала чем-то очень страшным и всегда ассоциировалась с болью и унижением. Я боялась знакомиться с парнями, да и видела, что у парней тоже не возникало желания со мной знакомиться, хотя я вела себя вполне адекватно и ни от кого не убегала в панике. Может, я делала ошибку, но если чувствовала, что парень хочет более близких отношений, я ему говорила, что со мной произошло и просила обращаться со мной аккуратнее, но парней, как будто, это заявление подстёгивало и мной просто пользовались, потом говоря, что я ненормальная, и мне лечиться надо. Соответственно, ни о каких серьёзных отношениях речи не было никогда. Сейчас мне 29, я должна себя свободно чувствовать во время секса, но всё происходит с точностью до наоборот. Я стесняюсь, боюсь. Ведь я ничего не умею. Мне стыдно в этом признаваться мужчине. Я даже не могу расслабиться, когда меня просто обнимают. Я не знаю, что со мной происходит, но как только я подумаю, что вот с этим мужчиной у нас может быть близость, мне сразу становиться не по себе из-за того, что я неуверенна в себе и боюсь промашек. Я так хочу просто расслабиться и быть нежной. Но, кажется, то, что у меня нет опыта нормального общения с мужчинами, всё портит. Неужели, я так и останусь вот такой зажатой и испуганной. Возможно ли мне своими усилиями справиться со своей проблемой? Заранее благодарна вам за совет!
Алёна, Феодосия, АР Крым, Украина, 29 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это называется травматический синдром изнасилования, первые реакции обычно - это расстройство сна, ночные кошмары, страх, подозрительность, тревожность, общая депрессия и социальная дезадаптация. В течение года после изнасилования ко всем этим реакциям добавляется гнев и снижение способности наслаждаться жизнью. Гнев наиболее ярко оправдан и требует отреагирования, поскольку Вы переживали, скорее всего, ситуацию самообвинения. Поддержка, которую Вы могли бы получить от своих близких, друзей, могла бы сыграть очень важную роль в успешном преодолении травматической ситуации. Вместо этого Вы переживали одиночество, страх, изоляцию. Чтобы конструктивно пережить случившееся, необходимо перейти из «жертвы насилия» в состояние «человека, пережившего насилие», учитывая, что у Вас есть собственные ресурсы и собственная система поддержки. Возвращаясь к гневу. Вы имеете право на гнев, на желание уничтожить тех людей или те обстоятельства, которые привели к травме. Вы имеете право на любые чувства в этой ситуации. Конечно, когда Вы снова сталкиваетесь с прошлыми травмами, Вы начинаете переживать те сильные чувствами, ту боль. Эта стадия очень трудна, но здесь важно осознание и понимание своих собственных ресурсов – когда Вы осознаете - да, я могу позаботиться о себе. Вы имеете право на снятие с себя вины за случившееся. Вы имеете право передать эту вину насильнику. Пусть он ее несет. Это позволит Вам вернуть доверие к себе, потому что Вы почувствуете, определите свои личные границы, которые были нарушены насилием, - теперь они вновь могут вернуться под Ваш контроль. Вам нужно оплакать потерю. То есть, попрощаться с тем, что было утрачено в момент насилия. Это поможет выйти и в злости, которая обычно очень долго сдерживается и съедает изнутри. Что и позволит разрешить травму и двигаться дальше. Это момент, когда Вы почувствуете, что Вам удалось включиться в жизнь.