Боюсь потерять маму и умереть сама...
Здравствуйте! Меня сводят с ума следующие вещи: боязнь потерять маму (ей исполнилось 70 лет), и я боюсь умирать, и еще у меня есть дочка, ей 3 месяца, и я боюсь огорчить её своей смертью. Все эти страхи возникли с рождением дочки. Не хочу, чтобы это негативно на ней отразилось. Боюсь всю жизнь прожить с этими страхами. Боюсь от этого сойти с ума.
Людмила, Москва, 34 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы сами были ребенком и уже начали когда-то этот путь осознания смерти и отношения к ней. В возрасте двух или трех лет ребенок может быть способным кое-что понять о смерти с помощью взрослого просто потому, что он наверняка видел что-то мертвое - жука, цветок или домашнее животное. От пяти до десяти лет смерть видится как обратимая и временная, что ведет к своего рода желанию/представлению, заключающему в себе тайную веру ребенка, что другой не умер. Между пятью и девятью годами ребенок знает, что смерть есть, но не думает, что это может произойти с ним или с его близкими. После десяти лет у детей более реалистичное представление о смерти и ее необратимости. Вы можете сейчас совершенно не помнить никаких подобных размышлений, страхов, это бессознательное избегание на так называемую тревогу отделения: ребенок боится оторваться от матери, боится быть выброшенным из мира, где все привычно и знакомо. И если родитель отличается по возрасту от родителей сверстников, то вот эта тревога отделения и осмысление смерти из-за своей усиленности могли привести к панике. Вы не хотите возвращаться к тем переживаниям, которые уже были у Вас. Вы чувствуете вину и ответственность за своего родителя, но теперь у Вас есть свой ребенок, Вы не справляетесь, это слишком большая нагрузка для Вас. Рекомендую очное и заочное обращение к психологу.