Мне страшно постареть и умереть
Здравствуйте! Я пишу второй раз подряд, потому что не хотела путать проблемы между собой. Я очень боюсь умирать, и в то же время я начинаю понимать, что жизнь бессмысленна. Она ведь заканчивается. Всему есть конец. Так зачем же тогда все старания? Каких-то несколько лет и все. Очень страшно стареть. Чем больше лет, тем больше понимаешь, что скоро конец. Скоро все исчезнет. Да, у меня есть дочка маленькая, я ее люблю, она будет жить после меня. Но меня это не успокаивает. Я не понимаю, зачем столько всего в мире придумано, я даже не знаю, как это назвать. Смысл всего этого? Я думаю об этом каждый день. Не помню, когда это началось. Но давно. Каких-то серьёзных событий, которые могли бы повлиять в жизни не было. В жизни почти всего, что я хотела, я добивалась. Все идет идет хорошо, и вдруг по среди дня я останавливаюсь и понимаю - зачем все это? И все. Полная апатия ко всему. Хочется лечь и ни о чем не думать. Раствориться. Вот так. Очень надеюсь на ваш совет. Посоветуйте, может быть, что почитать на эту тему. Я знаю, что есть книги о поиске смысла жизни. Но только не та газетная литература, которой сейчас полно в книжных магазинах типа "Мы научим вас быть счастливыми". Я даже хотела вступить в какую-нибудь секту, в которой могут внушить человеку, что жизнь после смерти есть (я в это не верю). Так проще будет жить. Но пока не пошла на это. Спасибо.
Светлана, Екатеринбург, 22 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Боясь смерти, Вы обесцениваете свою жизнь и себя. Вы не хотите быть и чувствовать, что Вы есть, только для того, чтобы избежать осознания, болезненности принятия того, что есть смерть. Все, что Вами движет, желание снизить или убрать свои страдания, свою боль. Для этого Вы даже готовы поставить само свое существование под сомнение. Я не буду, чтобы не почувствовать страх. С этим сталкиваются многие - поиск смысла, избежание смерти. Смысл, как писал Жан-Поль Сартр, создается тогда, когда человек выдумывает самого себя, "конструирует" свою "сущность", в этом процессе он создает причину "почему мне быть". Парадокс в том, что именно осознание, присутствие смерти делают жизнь человека осмысленной. Что было бы, если бы Вы жили вечно? Мир остановился в это мгновение, когда Вам 22, замер, и так было бы вечность? Для чтения рекомендую Франкл В. "Человек в поисках смысла" и еще одну его книгу - "Экзистенциальный вакуум".