У сына проблемы с бабушкой, как быть?
Добрый день! Моему сыну 7,5 лет. Год назад переехали в другой город к моим родителям, сейчас живем с ними. У сына время от времени возникают конфликты с моей мамой: она может резким тоном сделать ему замечание, сын огорчается, плачет. Говорит мне, что хочет "чтобы бабушка умерла". Однако, после разговора со мной быстро успокаивается, без проблем проводит время с бабушкой. У мамы действительно характер непростой, хотя она не кричит, не оскорбляет, но может создать давящую атмосферу одним своим присутствием. Стоит ли переехать жить отдельно? Меня тревожит, что сын тогда будет видеть только меня (я одиночка по характеру, друзей-знакомых нет, с родственниками общаюсь мало). Я считаю, что живя с родными, сын набирает опыт общения с людьми. Но иногда возникает ощущение, что он боится быть собой, чтобы не огорчить бабушку. Хочется, чтобы сын рос уверенным в себе. Как быть?
Екатерина, Ачинск, Россия, 34 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это не опыт общения. Это ситуация эмоционального насилия над ребенком, подразумевается любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. Ваш сын испытывает напряжение из-за неадекватной эмоциональной реакции взрослого (матери), это страх, унижение, волнение, подавленность и т. д. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. Эмоции развиваются односторонне, искажается как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление, ребенок не учится понимать чувства других людей и адекватно реагировать на них. В данном случае Вам надо жить отдельно, другой вопрос, что, скорее всего, Вы сами боитесь переезжать от матери и болезненно к ней привязаны.