"Скандалист"-трехлетка требует всего, а не просит
Мальчику 3,5 года. Превратился в скандалиста. Был хороший, но последние месяца два не говорит "спасибо", "пожалуйста", а требует. Налей, раздень, включи. А если что-то говоришь, мол, а спасибо где - начинает кричать, нале-е-ей! Как себя вести? Может, ремня по старинке?
Ирина, Астрахань, 34 года
Виктория Фадеева
Семейный системный

психолог
Ответ : У малыша начался кризисный этап трехлетнего возраста. Кризис трех лет – естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства. Сынишка начинает понимать, что он сам уже может оказывать влияние и руководить некоторыми процессами, подчинять себе некую деятельность и т.д. Он начинает понимать и оценивать связи между своей деятельностью и реакцией на нее значимого взрослого, и посредством этих реакций выстраивать представления о себе и окружающем мире. На подсознательном уровне Ваш малыш таким доступным для него способом пытается "заявить миру о себе". Он дает Вам понять, что имеет свое мнение, что Вы должны считаться с ним, и на Ваши попытки доказать обратное реагирует соответственно. Что делать Вам? Хорошим помощником в этот период может стать сюжетно-ролевая игра. Позвольте малышу руководить Вами в придуманной сказке, сюжет которой должен соответствовать решению поставленной задачи. Включайте фантазию! Сейчас это Ваш самый лучший помощник. Измените собственный стиль поведения в общении с сынишкой. Спрашивайте разрешения на те или иные действия, поступки. Например, "Ты будешь не против, если ....?" или "Какой сок ты будешь пить: яблочный или сливовый?", "Какой свитер наденешь: синий или красный?". Создавайте у малыша "иллюзию принятия собственного решения". Не относитесь к нему как к маленькому, не "унижайте" его самолюбия. На его агрессивное поведение надо реагировать проявлением спокойствия и терпимости. Кроме всего вышеперечисленного, справиться малышу со своим состоянием поможет прием легких успокаивающих препаратов: растительных средств, Тенотена детского, который действует, как регулятор нервной системы ребенка. Они продаются в любой аптеке.