Не могу пережить смерть нерожденного ребенка
Здравствуйте! Начну, пожалуй, с самого начала. У меня от первого брака есть дочь, решила попытать счастье и родить во втором браке. Кроме меня, мужа, дочери и моей сестры этого ребенка не хотел никто. Моя мама об известии, что я беременна ответила «Кто тебя просил беременеть?». Всю беременность у меня были отличные анализы, но потом мне поставили многоводие, превышающее норму в два раза, причину этого они не могли понять, т.к. все анализы отличные. Мне прокапали капельницы с глюкозой для ребенка и все. В очередной раз я пришла на прием, врач не смогла прослушать серцебиение ребенка и отправила меня на доплерограмму, хотя такое уже бывало на приеме, а на узи говорили что все в порядке. Когда я пришла на доплерограмму, мне сказали что ребенок умер в утробе пару дней назад и надо спасать меня, но чтобы установить причину, надо ребенка отправить на исследование. 26 июня 2010 г. я родила дочь на бетонных ступеньках в коридоре, потому что врач ко мне не подошла в течении часа. Потом меня перевели в послеродовую палату и там я конечно видела своего ребенка, только не смогла взять на руки. Потом началось, дети плачут, молодых мам поздравляют под окнами, в палате люлька и я одна в 4 стенах. Когда я вышла с роддома я сразу пошла в церковь и поставила свечи, теперь я там бываю каждый месяц. В больницу ко мне ни разу не пришли и не позвонили мои родители или мужа. Теперь все говорят — еще родишь, что не делается, делается к лучшему. А я первое время жила на успокоительных, снится до сих пор все, как-будто было вчера. Просыпаюсь от того, что плачу во сне или на яву, и ребенок постоянно меня упрекает, почему не взяла на руки, что я за мать. Сейчас я боюсь даже забеременеть, у меня постоянно страх, что что-то случится. С мужем последнее время мы совсем перестали понимать друг друга. В морг забрать результаты исследования я ходила одна, не знаю как потом оказалась дома. Там сказали, что все органы у девочки были здоровы и если бы меня отправили на кесарево за пару дней, то дочь бы спасли. Во всем виновата врач женской консультации, я забрала все справки, свидетельство о смерти, но подавать на врача не стала в суд. Муж вообще сказал зачем брать свидетельство о смерти и справки — все, это лишнее напоминание мне. Сейчас я до сих пор не могу брать детей до года на руки и постоянно плачу, особенно когда вижу подруг с грудничками. Я пыталась говорить с мужем на эту тему, но он меня не понимает. А больше мне не с кем поговорить. Работать идти я тоже не могу, нет желания выходить куда-то. Не знаю что мне делать, подскажите пожалуйста. Или я уже начинаю сходить потихоньку с ума??? Спасибо.
Оксана, Казахстан, Алматы, 33 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Я Вам искренне сочувствую, очень тяжелая потеря. То, что Вы испытываете, это процесс горевания, который осложнен многими факторами. Несмотря на то, что ребенок не жил вне утробы, Ваша с ним эмоциональная связь возникала задолго предполагаемого рождения малыша. Вы уже испытали любовь, привязанность, заботу, у Вас уже были надежды, мечты о себе как о маме второго ребенка, а также - какой будет ребенок, как Вы назовете, каким будет ближайшее время или будущее с ним. Несмотря на то, что ОТНОШЕНИЯ с ребенком уже были, СВЯЗЬ с ним была и он РЕАЛЬНО существовал, это отрицается многими близкими и даже часто отцом ребенка (Муж вообще сказал зачем брать свидетельство о смерти и справки все, это лишнее напоминание мне), словно бы и не было никого. Принято относиться к таким утратам как к тому, что надо быстрее забыть или сделать вид, что никого не было(Теперь все говорят еще родишь, что не делается делается к лучшему), большинство не понимает, что Вы уже никогда не вернете именно этого малыша, что его нельзя заменить, и что если он еще не успел пожить, то это не значит, что Вы не потеряли ребенка. Вы его потеряли. Горе отрицается. Потеря не реальна, право матери и отца на длительность переживания горя не признается. Для окружения смерть не произошла (и даже часто для отца так), но смерть Вашего ребенка на самом деле произошла. Вы не сходите с ума, Вы переживаете утрату, не только утрату ребенка, но и утрату своих надежд, части себя, Вы потеряли доверие к своему телу, Ваша самооценка сильно пошатнулась. Смерть ребенка совершенно противоречит тому, что заложено в родительской функции — дарить жизнь, именно осознание, внутреннее столкновение будущего, жизни (ребенка) и смерти, прошлого (теперь ребенок — это прошлое) — повергает в шок. Слышать от других болезненные замечания еще тяжелее. Переживать потерю, горе необходимо. Именно вот это переживание позволит Вам смириться с потерей и научиться жить с ней. Возьмите документы, справку о смерти, похороните, дайте ребенку имя. С ним надо попрощаться, проговорить ему все то, что мучает и приходит Вам в снах (не взяла его на руки), Вам надо преобразовать и чувство вины, и недоверие к себе, и страх, но только после принятия, осознания реальности утраты, Вам необходима поддержка, можете писать мне на почту, rinalipkina@yahoo.com.