Как объяснить ребёнку, что мы не будем жить с папой?
Здравствуйте! Извините, но я тоже о разводе. С мужем 13 лет вместе. Конечно же, уже родной человек, но уже давно не такой близкий. На данный момент отношения с другим человеком, длящиеся около полугода. Муж, наверное, что-то чувствует, стал совсем другим человеком - нежным, заботящимся, понимающим. Но у меня стойкое впечатление, что точку невозврата я уже прошла. Не трогает все это. Одно останавливает - сыну 12 лет. Как-то сказала ему, что мы с папой жить не будем, плакал 2 дня. Повторял одну лишь фразу: "Я так не хочу". Не знаю, что делать. Как говорить с ребенком, и как он перенесет присутствие рядом другого мужчины. Посоветуйте, как вести себя с ребенком? Как это все лучше преподнести?
Светлана, Украина, 33 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Дети вообще не подготовлены к тому, что их отношения к обоим родителям, оказывается, зависят от чего-то другого, а не только от обоюдной любви между родителями и детьми. Если мать говорит ребенку, что папа больше не будет жить с ней, то она знает, что отец делает это из-за нее, ребенок же воспринимает это так, что отец покидает его. К печали по поводу потери отца примешивается боль от сознания, что сам ребенок не очень важен и недостаточно любим, чтобы суметь удержать отца дома, несмотря на его проблемы с матерью. Ребенок вдруг начинает понимать, что отношения и конфликты родителей имеют для них гораздо большее значение, чем их отношение к нему - ребенку. Это является большой неожиданностью для эгоцентризма ребенка, для его представления о том, что именно он является центром мироздания. Если родители предметно объяснят ребенку причины развода, если при этом ему станет ясно, что они не хотят причинить ребенку зла, а наоборот, хотят все сделать, чтобы ему помочь, это даст возможность ребенку со временем преодолеть большую часть его чувства вины. Родители также могут помочь ребенку преодолеть его страхи уже тем, что они примут их вполне серьезно и серьезно их обсудят. В конце концов, время поможет ребенку понять, что развод хотя и заставил мир пошатнуться, но не опрокинул его.