Муж постоянно критикует меня и не дает выйти на работу
Здравствуйте. С мужем 6 лет, есть ребенок 2,6 г. Не работаю, муж обеспечивает. Постоянно критикует, то не так накрасилась, то не накрасилась, то неправильно воспитываю ребенка, то не так готовлю, не так хожу. Из-за мелочи может устроить такой скандал, послать на х**, если что-то покупает мне, то ходит недовольный, я ему говорю, может, не стоило покупать эту вещь, а он мне - у меня не из-за этого нет настроения, вот на днях попросила отвезти меня с утра в паспортный стол, поехали, а в этот день не было приема, так он меня и тупой назвал, мол, почему я не знала, что в этот день не работал паспортный стол, вчера я его постригла, сделала маску ему на волосы, он искупался, когда вышел, говорит, намажь мне ноги кремом, я не захотела мазать, он устроил скандал, сказал, на х... мне такая жена нужна, развожусь, что любая ему с удовольствием ноги намажет, говорит, раньше ведь мазала, а теперь что не мажешь, я ему сказала, что он тоже мне не намажет, если я попрошу, наревелась, и что главное - боюсь разойтись. Он мне говорит, что я никто, посмотри на себя, хотя другие парни обращают на меня внимание и говорят, что я красивая. У меня совсем упала самооценка, он мне внушил, что я без него никто, называет себя королем, думает, что все должны бегать на цыпочках возле него. Я все по дому делаю, и убираюсь, и всегда наготовлено, ребенка в садик вожу и привожу домой, а ему все не так, и все не то. Как завожу разговор, что хочу выйти на работу, обязательно устроит скандал, говорит, что на тебя начнет там противоположный пол обращать внимания, хотя я никакого повода для ревности не давала, а он каждый день до полуночи пропадает с друзьями. Сейчас на лето уезжаю с ребенком к своей маме, она мне обещала, что поможет с работой, не знаю, как дальше быть, и с ним не могу, и без него, и без денег будет тяжело.
Диана, Москва, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы описываете определенный тип личности, в котором есть неуверенность в ощущении себя самим собой (Кто я? Я гордый сверхчеловек или робкое, виноватое, презренное создание?) Поскольку муж воспринимает себя сверхчеловеком (возвышенное Я), он должен стать захватчиком, быть высокомерным, амбициозным, агрессивным и требовательным; должен пренебрегать другими; требовать восхищения или слепой покорности. А если бы он внутри себя был низшим существом, тогда был бы склонен чувствовать себя беспомощным, уступать, зависеть от других. Невыносимое и презренное для него состояние. У мужа есть только два радикальных выбора (для таких личностей имеется в виду). При решении захватить все вокруг он отождествляет себя со своим возвышенным Я. Возникает чувство превосходства. Притягательность жизни состоит во власти над нею. Обратная сторона необходимости власти - это ужас перед любым намеком на беспомощность, самый мучительный ужас таких людей. Он тот, кто направляет свои мысли на самовозвеличивание, он амбициозный, стремящийся к мстительному торжеству и добивающийся власти над жизнью. Мертвая хватка, которой он вцепляется в свою захватническую склонность, происходит от необходимости уничтожить из своего сознания все следы склонности к смирению и все следы самообвинений, сомнений в себе, презрения к себе. Только таким путем ему удается поддерживать убеждение в своем превосходстве и власти. Словом, Вы будете уничтожены в таком браке в любом случае, отчасти он уже это сделал, он сломил Вас, Вашу волю, Вашу личность, а вместе с Вами и ребенка, поскольку ребенок формируется в ситуации насилия. Никакие деньги мужа не смогут компенсировать тот ущерб, который он нанес Вам и продолжает наносить. Все, что Вы можете сделать, это дать себе и ребенку шанс. Спастись, в общем-то.