Как мне справиться с моей раздражительностью?
Здравствуйте! как мне справиться с моей раздражительностью? у меня сын 3,3 г. активный, непослушный мальчик, постоянно приходится ругаться, кричать. надоело это. я начинаю злиться, раздражаться, от мужа помощи немного.
Наталья, Москва, 27 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Возможно, у Вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), получите от невролога в поликлинике направление на МРТ и ЭЭГ. СДВГ - это это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. В этом нет вины ребенка и нет его осознанного выбора или характера. В этом нет вины папы или мамы. Это не избалованность. Такого ребенка нельзя наказывать. В основе СДВ лежит нарушение коры и подкорковых структур, характеризуется тремя признаками: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле. Дефицит активного внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности. Импульсивность - неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок "выпадает" и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности - вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. С таким ребенком нужно учиться общаться особым образом, и учиться и маме, и папе. Каких правил стоит придерживаться: - избегать повторения слов Нет и Нельзя (именно повторения, достаточно сказать один раз, потом надо уже объяснять, почему лучше делать или не делать сейчас то-то и то-то) - избегать мест скопления людей (рынки, большие магазины, рестораны...) - обязательны ежедневные физические нагрузки для расходования избыточной энергии (прогулки, бег, прыжки...) - кушать необходимо в одно время и избегать перекусов, поскольку это мешает концентрации (переваривание пищи, дополнительное возбуждение), а также тяжелой пищи, высококалорийной - если ребенок не может совладать с собой (например, из-за проигрыша), не стоит вести разговоры с ним, надо встать на его уровень и крепко обнять его - заниматься уроками, домашними заданиями необходимо циклично: 1 минуту писать-рисовать, 3 минуты отдыхать (можно дольше отдохнуть), потом опять 1 минуту сидеть за партой и делать задание, затем снова отдых (используя, например, песочные часы) - очень важен режим: ложиться, вставать в одно время, иметь одно и то же место для еды, другое место для занятий, все правила должны записываться и висеть на стене в месте, где стоит парта для занятий