Как отвечать ребенку на вопрос "где папа?"
Добрый день. Помогите, пожалуйста, советом. Я замужем 8 лет, дочурке 2,6. В течение долгого времени отношения с мужем портились, и только теперь решилась на развод. Муж против - старается ради дочери, но я полагаю, что лучше пусть малышка общается с нами по отдельности, чем и дальше будет видеть постоянные взаимные упреки и ругню. Уже 4 месяца муж с нами не живет, приезжает только по воскресеньям и праздникам. Подскажите, как наилучшим образом отвечать на вопрос ребенка этого возраста "где папа" и ее слова "мама, я хочу, чтобы папа остался"? Также подозреваю, что раз она у меня это просит, значит возможно я делаю что-то неправильно, в ее глазах я "выгнала" папу?
Елена, Донецк, Украина, 32 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Ребенок должен прежде всего чувствовать себя в безопасности, а для этого ему нужно понимать, куда папа ходит, что он там делает и что это не значит, что он уходит от нее, а значит, что у него есть дом, о котором он заботится. Вы можете сказать, что папа сейчас живет в еще одном доме, который находится далеко, и нам туда ездить неудобно (долго), но там есть цветочки, которые надо поливать, надо заботиться о доме, мыть полы, вытирать пыль, можно сделать фотографии комнаты папы, его кровати, стола, это будет понятно ребенку. Разговоры в два с половиной года о том, что родители теперь живут отдельно, но папа останется папой, еще непонятны и могут пугать. То, что она спрашивает Вас о папе - совершенно нормально, то, что Вы предполагаете, что делаете что-то неправильно, говорит о том, что Вы переживаете чувство вины, которое неизбежно при расставании родителей, у которых есть маленький ребенок. Ребенку важны благополучная атмосфера дома, удовлетворенность, душевное спокойствие родителей, общение с родителями, живут ли они вместе при этом, не так существенно.