Как рассказать ребенку, кто его настоящий отец?
Здравствуйте, у меня сложилась непростая ситуация в семье. В общих чертах: в 23 года родила сына от первого мужа, с ним мы прожили довольно долго - 6 лет. Ребёнок был запланированный, и, как казалось тогда, желанный нами обоими. Когда я была беременна, муж встретил девушку, влюбился и ушёл к ней, когда ребёнку было 3 месяца. Изначально он неохотно ходил к нам, только в день алиментов на 30 мин заходил, а затем, когда сыну исполнилось 1 г. 4 мес., вообще перестал появляться, перечислял деньги на карту. Сын даже папой его не называл, хотя я никогда не препятствовала их общению. У мужа была позиция - сейчас ребёнок слишком мал, вот будет ему года 3, буду его на выходные забирать. Через пару месяцев я познакомилась с мол. человеком (к тому времени я уже была в разводе), мы стали вместе жить, сын стал его папой сам называть, но мы его переучили, чтоб звал его по имени. А родной отец так и не появлялся, и где-то через полгода, когда сын в садик пошёл, мы решили, что с этим человеком у нас всё серьёзно, и он хочет, чтобы малыш звал его "папой". А то выходило, что у мальчика не было папы вообще, ведь родной отец не хотел общаться с ним. Когда сыну было 3 года, мы поженились, и мой второй муж решил усыновить моего ребёнка. Биологический отец с лёгкостью отказался от отцовских прав. В настоящее время мой сын носит фамилию и отчество моего второго мужа, но помнит свою прежнюю фамилию. Вокруг нас много "доброжелателей", которые знают эту историю, и я боюсь, что сын узнает всю правду от них. Тем более, что он общается с моей первой свекровью, любит её, но пока не задаёт вопросов - кто она ему. А не так давно первый муж встретился со мной и сказал, что хочет наладить контакт со мной, получать информацию о ребёнке. От общения с ним я отказалась, сказала, что если ребёнок захочет (когда узнает правду) - препятствовать не буду. Мы не хотим травмировать психику сына. Мы готовы рассказать ему всё, но не знаем как, когда и в какой форме ему это преподнести. Может быть, это надо делать вместе с психологом, мы не знаем. Мы боимся его реакции (ему 7 лет, он пошёл в этом году в школу, в этом году у него брат ещё родился) - считаем, что сейчас у него и так стресс. А потом будет переходный возраст! В общем, ждём совета в принятии этого решения. Заранее благодарю за помощь.
Елена, Россия, Кострома, 30 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вы слишком затянули решение этого вопроса для ребенка. Не надо еще откладывать и ждать мифически подходящего времени. Вы боитесь и пытаетесь избегать этой ситуации, но это путает ребенка, создает ему проблемы в понимании семьи, ролей в семье. Вам стоит очно обратиться к детскому психологу, который бы пообщался, понаблюдал за ребенком, провел с Вами и мужем диагностику семьи и затем дал практические рекомендации, как объяснять ребенку то, что происходило и происходит. Ребенок имеет право знать, и неважно, что ситуация еще может меняться, что у него могут быть даже два папы в итоге (если первый муж решит наладить контакт с ребенком). Например, у моей дочери есть два папы. Есть ее папа (биологический), который умер, когда ей было 4 года, и есть мой второй муж, который ее воспитывает и любит. Она воспринимает их обоих как отцов.