Хотим участвовать в жизни дочери, а она замыкается
Здравствуйте! Мне 40 лет, 3-й брак, 3 года замужем за мужчиной, у которого от первого брака есть дочь 17 лет, у меня родных детей нет и совместных с мужем детей тоже. Мы живем с дочкой мужа все вместе (мама девочки умерла 5 лет назад), дочка меня сразу приняла, внешне безболезненно, но, понимаю, что внутри, наверное, ей было и бывает тяжело. Я сама в 12 осталась без мамы, с семилетней сестричкой, и пришлось выживать с тремя мачехами, которым мы были не нужны, и тираном отцом. Но в нашей ситуации в том-то и проблема, что хоть я и не злая мачеха из сказки "Золушка" или "Спящая красавица", всегда выслушаю, помогу, пойму, пожалею, и мой муж хороший, любящий и заботливый отец, девочка держит дистанцию, интроверт по природе, тяжело выражает свои чувства и так же тяжело, с недоверием и неохотой принимает проявление моей любви и заботы, как и других людей тоже. Как партизан, молчит, не признается, если возникают проблемы, иногда ведет себя так, как будто мы просто соседи по квартире. Линия поведения - дайте денег, а остальное вас не касается, или - зачем расстраивать родителей, лучше рассказывать все кому-то другому. И вот родственники нам говорят, что девочка все рассказывает своим дяде и тете, а мы обо всем узнаем в последнюю очередь и то процентов 10. Как результат, случайно узнаем, что у нее есть проблемы со здоровьем по гинекологии, она в списке на отчисление из института за прогулы и незачеты, и разное другое. Муж и родственники говорят, что она всегда была такой закрытой, даже с мамой у нее не было близких отношений, да и мама ее вниманием и заботой не баловала, может, поэтому девочка к моему участию в ее жизни относится так настороженно, как будто не верит в искренность. Встречается с парнем, с ним постоянные ссоры, подозрения, ревности, требования быть все время рядом и как-то по-особенному доказывать свою любовь. Наверное, все это от недолюбленности в детстве, от страхов и кучи других причин, и я хочу ей хоть как-то помочь, но она-то не хочет принимать эту помощь. Может прийти и сказать, что ее что-то беспокоит, у нее есть проблема, но говорить об этом она не будет. Я предложила ей помощь психолога, но она интерес к этому не проявила, сказала, что ее никто не поймет и помочь ей не сможет. Я уже и книги читала, и на форумы выходила с темой, все ищу к ней подход. Бывает, попустит, все налаживается, сама приходит ко мне, прижмется, все расскажет, а потом опять замыкается и - все, как чужая. А мы с мужем хотим быть с девочкой друзьями и близкими людьми, с которыми она может делиться своими печалями и радостями. Как нам быть, что нам делать в этой ситуации? Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо!
Елена, Днепропетровск, Украина, 40 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Сколько Вы живете вместе с мужем и девочкой? Надо повернуть ситуацию наоборот. Не Вы должны искать к ней подход и помогать ей, а ее надо привлекать к тому, чтобы она помогала мужу, Вам, начиная с помощи по хозяйству, заканчивая ее советами, как Вам поступить в тех или иных вопросах (финансы, отношения, здоровье и т.д.). Чем больше Вы будете стараться повернуться к ней и понять ее, тем сильнее она будет отдаляться от Вас, она не воспитана в таких отношениях с рождения, вероятно. Обращайтесь к ней за помощью, вопросами, советами. Это будет утверждать ее значимость и ее ответственность. Рассказывайте ей чаще о себе и больше откровенного, это будет помогать ей в дальнейшем раскрываться перед Вами (таким образом вы с мужем будете знать больше о ее жизни и сложностях).