Как мне побороть свои комплексы?
Здравствуйте. Моя проблема состоит в том, что у меня совсем нет веры в себя. Нет уверенности в том, что я могу нравиться людям, что я им интересна, в том, что все задуманное мной обязательно сбудется. Я очень часто сомневаюсь. Вот начинаю, например, искать работу, точно знаю, чего хочу, что мне надо, но стоит лишь один раз не пройти собеседование, как у меня тут же опускаются руки. Или я могу чувствовать себя настолько ужасной, что буду по несколько дней не выходить из дома. Я стала улавливать за собой такую особенность, что все время мне чего-то не хватает для полноценности. Например, буду ходить как растрепа, не ухаживать за собой, пока не куплю себе новую кофту или шапку. И только после этого приобретения я приведу себя в порядок. Хотя понимаю, что главное - чувствовать себя королевой, и не важно, в чем ты одета, тогда и все окружающие будут видеть королеву в тебе. Я могу дома, когда никого нет, наряжаться, делать красивые прически, танцевать. Но в жизни этого совсем не делаю: иду в магазин, выбираю красивую вещь, но когда прихожу домой, вешаю ее в шкаф и снова одеваю на себя растянутую кофту и застиранные джинсы. Каждую новую неделю я даю себе слово, что буду одеваться, выглядеть и вести себя по-другому, но все идет своим чередом. Мне все время кажется, что окружающие люди, привыкшие видеть меня в обычном виде, высмеют меня: мол, куда это ты так вырядилась, ну, или что-то в этом духе. Проблема моя не только во внешнем виде, но и в поведении. На праздниках, например, мне хочется идти танцевать, но опять-таки боюсь насмешек, что буду выглядеть глупо, по-дурацки... Даже фотографии... Когда меня фотографирует кто-то, я выгляжу скованной, неоткрытой; когда я фотографирую себя сама, я получаюсь очень хорошо. Я понимаю, что стала зависеть от чужого мнения, но не пойму, когда это появилось во мне и в связи с чем. Ощущаю, что не могу выразить свои чувства, свои эмоции. У многих знакомых создалось такое мнение, что я высокомерна и предвзята, но я всего лишь замкнута и не могу полно раскрыться. С этим очень тяжело жить. Тем более я ощущаю, что я внутри себя совсем иная: более живая, яркая, творческая даже. Как мне побороть в себя комплексы, стеснение, неуверенность? Спасибо за ваш ответ.
Марина, Тверь, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Важно понять источник. Что Вы можете сказать о том, что Вам дала семья? Как Вас воспитывали, какая была атмосфера в семье, взаимоотношения. Часто у ребенка под влиянием внушенных ему установок, под влиянием отношения к нему других, под влиянием жизненных обстоятельств складывается подсознательное отношение к самому себе, развивается неуверенность в себе, нестабильность Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная (связанная) с их оценкой (как Вы оцениваете). Желательна групповая психотерапия. Что будет, если Вы перестанете пробовать быть полноценной? Что такое полноценность, кто это определяет? Окружающие? На каком основании? Если Вы одели новую кофту и причесались, Вы полноценны, а иначе - нет? Почему Вы должны себя чувствовать ВСЕГДА королевой? Никто так себя не чувствует в мире именно ВСЕГДА. Никто. Зачем Вам всегда быть королевой? Это слишком скучно, неразнообразно. Вы можете быть разной. Что будет, если Вы будете делать, что хотите? Одеваться так, как Вам хочется ПО НАСТРОЕНИЮ? Быть разной, не для других, а для себя. Кто оценивает Вашу жизнь? Только Вы. Ваша жизнь, и Вы нужны только Вам. Вы можете ее - жизнь - себе портить, ограничивать, мучить себя зажатостью, но только кто это оценит? Кто вообще это заметит? А если заметит, то насколько долго он это будет помнить? Секунд пять-десять? Зато Вы всегда остаетесь при себе, с собой, это ВАМ важно жить комфортно. Пробуйте делать то, что ВАМ нравится. Зажимайтесь для себя. Кладите кофту в шкаф - для себя. Улыбайтесь в фотоаппарат - для себя. Раскрывайтесь - для себя.