Мама не дала мне тепла в детстве, как теперь это скажется на моей дочери?
Здравствуйте! Большое Вам спасибо за Ваши ответы. Я росла в семье, где мама-командир повелевала всеми, а мы терпели и все боялись ее чем-то обидеть или быть плохими. В результате у меня чувство обиды где-то глубоко за то, что она не дала нам тепла, вечно критиковала, не помогала в самые важные моменты и любила больше себя всегда. Каждая более-менее длительная встреча у нас заканчивается скандалами, что ей что-то не так сказали, не так себя повели и т.п. Она вешает трубку или уезжает и может не звонить месяц, в итоге я звоню, как будто виноватая, чтобы только как-то поддерживать отношения. Сейчас это уже надоело и понимаю, что бессмысленно. Мне 28, маме 65, и эта пропасть растет между нами все больше. Я сейчас жду ребенка, и скорее всего будет девочка. У меня нет опыта общения с женщинами, думаю, это из детства - не видела любви, ласки т.п. Всю жизнь больше общалась с мужчинами. Насколько возможно будет выстроить с дочкой теплые отношения, какими они должны быть с матерями? Насколько шансы не повторять ошибки матери? И вообще как часто в семье возникает конфликт Мать-Дочь с примесью зависти матери, соперничества, ее самоутверждения за счет дочери и т.п.?
Наталия, Москва, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : На самом деле каждые отношения уникальны, несмотря на то, что на них оказывают влияние опыт своих собственных отношений с родителями. Отношения зависят от: - Ваш характер, удовлетворенность в жизни, браком, отношениями с мужем, реализованность профессиональная или в иных сферах, помимо личной, - характер мужа, его воспитание, - ребенок, от него тоже немало зависит, ведь каждый рождается с какими-то задатками, с определенным генетическим материалом. Ведущую роль в этом трио играет мудрость и любовь родителей. Если Вы будете учиться быть хорошими родителями с мужем (читать литературу, общаться с другими мамами, обсуждать на форумах, с психологом различные аспекты воспитания, проявлять терпение, гибкость по отношению к ребенку, уважать его как личность), у Вас это получится - хорошие, доверительные отношения с дочерью СОЗДАЮТСЯ, а никак не передаются по наследству (как хорошие, так и не очень). Все будет хорошо.