Боюсь своей смерти и смерти близких
Здравствуйте, я прочитала ваш ответ девушке, которая боится смерти. Мне казалось, что одна такая. у меня просто панический страх. я думаю об этом и днем, и ночью, плачу навзрыд и не знаю, что со мной творится. Боюсь всего, что связано с этим словом - боюсь умереть и оставить ребенка, боюсь за самого ребенка, боюсь его потерять, думаю о том, что когда-нибудь останусь без своих родителей, и о том, что делал бы муж, если бы меня не стало. не знаю, что это, ведь я нормальный здоровый человек. у меня есть все необходимое, крепкая семья и куча планов на будущее. почему же я отравляю себе жизнь? у меня начались болезни на нервной почве и давление зашкаливает. помогите, мне не с кем поговорить.
Виктория, Первомайск, Украина, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Страх смерти так или иначе присутствует у каждого человека, и поиск индивидуального решения этого вопроса происходит самостоятельно, начиная с раннего возраста (3-5 лет). В Вашем случае тревога смерти представляет уже патологическое состояние, привело к неврозу. Если в детстве Вы пережили смерть родителей или смерть значимого человека (особенно смерть другого ребенка), это катастрофичное для ребенка событие могло повлиять на Ваше восприятие, а спусковым механизмом послужило рождение собственного ребенка, когда подобные страхи активизируются в связи с ответственностью матери за своего ребенка. Возможно также, что Вы испытывали (или испытываете) чрезмерный стресс, в любом случае, в итоге у Вас выработались неадекватные защитные механизмы преодоления этой тревоги смерти, и тогда для Вас последний вариант защититься стал панический страх. Бекер говорил: "Ирония человеческой ситуации состоит в том, что глубочайшая потребность человека - быть свободным от тревоги, связанной со смертью и уничтожением, но эту тревогу пробуждает сама жизнь, и поэтому мы стремимся быть не вполне живыми". То есть Вы не справились адекватно и ушли в невроз, который является психологической защитой, грандиозным самообманом, бегством от реальности в своеобразную психологическую "инвалидность". Желательно очное посещение психолога, можете также обращаться ко мне заочно.