Ребенок дерется
Как правильно реагировать, когда ребенок 2 лет стукает родителей, кусает и т.п.? Не получается не обращать внимания, а если наказываешь, шлепаешь по рукам - как будто делаешь так же, как и он - я тебя, ты меня. Как объяснять, чтобы он понял? Я знаю, что такая проблема у многих родителей, хотя у меня ребенок вообще не агрессивен.
Елена, Ярославль
Федулова Светлана
Индивидуальные

психологические консультациии, психоаналитическая психотерапия, клиническая психология
Ответ : Дети в таком возрасте проверяют, что им можно и что - нельзя, где границы дозволенного. И, конечно, следят за реакцией на свои действия. Как Вы правильно заметили, ни тот, ни другой вариант не позволит ребенку определить рамки своего поведения. С одной стороны, Вам необходимо показать ему, что его действия Вам не нравятся: он делает больно и Вы не намерены это позволять ему. С другой стороны, Вам нужно показать это без ответной агрессии, спокойно, по-доброму, но настойчиво. Но при этом не надо ругать ребенка за любое проявление агрессии, нельзя говорить: "фу, какой ты плохой мальчик, когда злишься!" Необходимо давать ребенку выражать это чувство, признавать и принимать его, не позволяя переходить в физические действия.