Очень сильно боюсь смерти
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что со мной происходит? Я в последнее время очень сильно начала бояться смерти, я прям иногда представляю как это будет происходить со мной. Я очень её боюсь, хотя мне думать ещё об этом рано (мне 23). Когда начинаю думать об этом, я могу расплакаться или начинаю дрожать, как мне прогнать дурацкие мысли?
Лилу, Ростов, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Страх смерти сам по себе естественен, проблема в том, что у Вас он пришел словно внезапно и из-за того, что Вы не знаете, что с этим делать, Вы просто впали в панику и поддались неконтролируемым мыслям и эмоциям ("могу расплакаться и начинаю дрожать"). Страх сейчас не проанализированный, не прочувствованный, не принятый. И это пошатнуло Вашу устойчивость, мешает Вам, и Вы не знаете, что с этим делать Фромм писал в книге "Быть или иметь": "...современная сугубо американская форма отрицания смерти посредством "приукрашивания" тела свидетельствует о попытках подавить страх смерти элементарным камуфляжем. Будда, Иисус, стоики и Мейстер Экхарт учат, что есть только один способ подавить страх смерти - это не цепляться за жизнь, не относиться к жизни как к собственности. В сущности, страх смерти - это не совсем то, что нам кажется, это не страх, что жизнь окончится. Как говорил Эпикур, смерть не имеет к нам никакого отношения, так как "когда мы есть, смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет" (Диоген Лаэртский). Конечно, можно бояться страданий и боли, которые предшествуют смерти, но эта боязнь отличается от страха смерти. В таком случае страх смерти мог бы показаться иррациональным, однако дело обстоит иначе, если относиться к жизни как к собственности. И тогда этот страх становится уже не страхом смерти, а страхом потерять то, что я имею: свое тело, свое "я", свою собственность и свою идентичность; это - страх "потерять себя", столкнуться с бездной, имя которой - небытие. Поскольку мы руководствуемся в жизни принципом обладания, то мы должны бояться смерти. Избавить нас от этого страха не способно ни одно рациональное объяснение. Но даже в смертный час страх может быть ослаблен, если воскресить чувство привязанности к жизни, откликнуться на любовь окружающих ответным порывом любви. Исчезновение страха смерти начинается не с подготовки к смерти, а с постоянных усилий уменьшить начало обладания и увеличить начало бытия. Спиноза говорил: мудрый думает о жизни, а не о смерти". Сейчас у Вас два пути: или самостоятельно проработать свой страх и вывести его из зоны мнительности, невротической реакции или же обратиться к психологу очно.