Я уже сама мама, но моя мама не довольна мной до сих пор
Дело в том, что мама регулярно дает мне понять, что недовольна мною (у других дети завсегда лучше). В детстве мне постоянно пеняла, что я плохо вымыла полы\посуду ("а вот Маша\Даша уже обед сама умеет готовить"). При этом в расчет не бралось, что Маша еле-еле на "тройки" вытягивает, а я одна из лучших учениц в классе. Не дай б-г, сдать мне экзамен на "четыре" - дома вселенский траур ("а Оля, наверное, на "пять" сдала, да?"). Гулять сходить - проблема еще та ("вот, ты уйдешь, а я буду одна тут дома сидеть"). Я, чтобы не расстраивать маму, остаюсь дома. В институте (я уехала учиться в другой город) училась - постоянный контроль и звонки ("где ты??? я звонила, тебя дома не было!!!"). Подруга моя вышла замуж (за мальчика, у которого очень обеспеченные родители), мамин комментарий: "молодец Света! Такого парня отхватила, с квартирой и т.д." Я вышла замуж (менее "удачно", чем пресловутая Света :-), меня шпыняют отсутствием жилплощади у мужа регулярно (буквально каждый раз, как мы видимся с родителями). Другая подруга вышла замуж (тоже за молодого человека "без жилищных проблем") и уехала с мужем за границу работать ("вот Лена молодец! вот ей повезло!"). Такие примеры можно продолжать до бесконечности. Как-то в разговоре мама выдала: "а мои дети пока ничего такого не сделали, чтобы ими гордиться". На что я деланно-безразлично ответила, что я, к примеру, горжусь своим ребенком просто потому, что он есть и он мой ребенок. Мама поняла, что глупость сморозила. Недавно ту же фразу повторила. Я не стала ей перечить, хотя, мне кажется, что и я чего-то ст_о_ю: закончила институт, получаю второе высшее, работаю и получаю приличную з\п (при этом никакой протекции после института у меня не было). Но, наверное, маме этого мало. Написала это и потому, что вчера мне опять тыкнули в нос очередной пример родительской гордости. А мне вспомнилось, как я училась в институте и получала от родителей супер-мизерное содержание, пыталась работать (насколько это возможно на дневном отделении) и, конечно, сказать, что я очень хорошо одевалась - нельзя (о каких "женихах" может идти речь?). На мамины выпады стараюсь очевидно не реагировать, но в душе каждый раз остается шрам.
Матильда, Москва, 27 лет
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Я думаю, что любому родителю хочется гордиться своим ребенком, хочется, чтобы он или она были самыми лучшими. Также, между прочим, дети хотят гордиться своими родителями, которые много чего добились в жизни. Но идеальных людей нет. И кроме того всегда может найтись человек, который добился большего, имеет больший потенциал и способности. Сравнивать близких людей с другими можно до бесконечности, находя по ходу дела все новые и новые несовершенства или сравнения не в их пользу. Остается только открытым вопрос: "Зачем?" Обычно, если нас не устраивает общение с человеком, или что-то в нем самом, то мы скорее склонны перестать общаться, чем пытаемся его доточить до совершенства. Да и другой человек вряд ли будет долго терпеть бесконечные сравнения не в его пользу, и вскоре сам предложит прекратить общение. Интересно, почему мы бываем так жестоки по отношению именно к близким людям. Ответ на этот вопрос очень банален. Потому что часто мы сами же убираем все границы именно с близкими людьми и сами позволяем им говорить и делать такое, что никогда и ни за что не позволили бы никому другому. Что это - базовое доверие ребенка к родителю, который по идее не может сделать своему ребенку ничего плохого, излишняя лояльность к родному человеку, неумение постоять за себя перед авторитетным человеком. Но вы же сами пишете, что в душе каждый раз остается шрам. Значит в таком поведении есть что-то неправильное. Отношения двух взрослых людей отличаются от отношений родитель-ребенок именно умением разговаривать как взрослые люди, правом на серьезные ссоры, прямыми высказываниями недовольств с разными условиями. Родителю тоже иногда полезно увидеть свое поведение со стороны, глазами своего взрослого ребенка. А если вы все время занимаете только оборонительную позицию, обижаетесь и копите шрамы, то в глазах родителя вы так и остаетесь маленькой девочкой, которую надо воспитывать и точить до совершенства.