Из-за отца мне пришлось развестись с мужем
Здравствуйте, Антон Михайлович. Я Вас очень прошу мне помочь разобраться в моей ситуации с отцом, из за которого я развелась с мужем, осталась одна с больным ребенком. Отец все время лез в мою семью. Однажды он мне сказал о том, что будет оказывать финансовую помощь родне моего мужа. Я была против. Несмотря на мои протесты, просьбы, он все делал по-своему. У меня с мужем из-за этого возникали ссоры. У мужа и его семьи появлялись новые требования. Я развелась с мужем. Но покой не обрела. До сих пор, хоть прошло 3 года, я каждый день думаю о том, как со мной поступил отец. Я его вижу, и меня трясет от злости, от чувства беспомощности. Как мне отпустить прошлое?
Наргиз, Ташкент, Узбекистан, 37 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ :
К сожалению, ваша история выглядит совершенно не понятной, и я о многом могу только догадываться.
Отец все время лез в мою семью. Однажды он мне сказал о том, что будет оказывать финансовую помощь родне моего мужа. Я была против. Несмотря на мои протесты, просьбы, он все делал по-своему.
А семья вашего мужа - беспомощные дети, которые не в состоянии были сами определиться, нужна ли им помощь? Они были сами не в состоянии отказать или договориться о чем-то? И непонятно, какое к этому вы должны были иметь отношение? Другой вопрос, если вы - против, то почему вас не услышали? Ведь быть против - это не только высказаться, а принять реальные меры для того, чтобы в вашу семью не лезли. И меры бывают разные - отказ в общении, смена телефонных номеров, замков - всего, что позволяло бы другим в эту жизнь без вашего спроса заходить. Если человек не слышит вас словами, то значит, слов мало и нужны очень активные и понятные действия.
У меня с мужем из за этого возникали ссоры.
Опять же, неясно, какие ссоры. То ли муж был против вмешательства вашего отца (и тогда он тоже мог бы предпринимать активные действия против него), либо же ему, наоборот, нравилось, что отец помогает вам. Но, получается, что отец вас просто не считал за взрослого человека, который может сам определять свою жизнь. Да, вероятно, и мужа вашего не считал за взрослого мужчину. Вот только отец не дал бы вам и не даст никаких прав, пока вы САМИ их не возьмете. Пока человек просит разрешения или считает другого человека главнее, важнее, сильнее себя (в правах на самоопределение, речь сейчас не о физических показателях), то он для других - ребенок. Просят разрешение только дети. Взрослые - ставят перед фактом своих желаний и решений. Пока вы ощущаете себя как ребенок, которому должны дать право на самостоятельную жизнь - вам не дадут это право, увы. Его можно только взять самому.
я каждый день думаю о том, как со мной поступил отец. Я его вижу, и меня трясет от злости, от чувства беспомощности. Как мне отпустить прошлое?
А вы продолжаете с ним общаться как ни в чем не бывало? Думаю, что пока вы 1) Не выскажете ему все, что думаете, 2) не избавитесь от любой зависимости от него (финансовой, моральной) - вы вряд ли сможете что-то отпустить. Если вы не смогли отстоять свои границы - то это прошлое еще не прошлое, оно ваше настоящее. И пока вы не отстоите все свои права и не защитите все свои границы - вы не сможете ничего отпустить, увы. Потому что здесь речь скорее всего о том, что вы продолжаете быть в таких отношениях с отцом и дальше. И пока это не прекратится - это будет ваше настоящее, а не прошлое.