Единственный выход - развод?
Здравствуйте! У меня проблема, из которой я никак не могу найти выхода. Мой муж занимается бизнесом уже 6 лет. Неудачно. Чем он только не занимался - и каждый раз приходил к выводу, что это не прибыльное дело. В настоящее время у него огромные долги и никаких перспектив. Вот и получается, что всю семью содержу я, двоих детей и мужа. Про долги даже не спрашиваю и знать про них не хочу. Потому что несколько раз пыталась мужу помочь как-то наладить учет деньгам - бесполезно, он не хочет, чтобы я вмешивалась в его дела. Мне надоела нищета, надоело надеяться, что бизнес мужа наконец-то выстрелит. На мои просьбы и требования бросить бизнес и идти наемным работником он отвечает категорическим отказом, мол, его кредиторы перестанут ему верить. Я просто устала ждать и серьезно думаю о разводе. Я сказала мужу об этом, но он отреагировал очень даже спокойно, словно семья для него ничего не значит. При этом он замечательный отец, дети его очень любят. Не пьет, не гуляет, меня не обижает. И голова на плечах есть, он коммуникабельный, пробивной, а вот с бизнесом не получается. И я не верю, что когда-нибудь получится. Потому что ошибки он допускает системные и повторяющиеся, он не способен быть успешным предпринимателем. Что мне делать? Если он не бросит свой бизнес и не пойдет работать "на дядю", у меня и в самом деле только один выход - развод. При этом я понимаю, что одной мне будет хуже, чем даже при таком муже - но я так жить больше не могу и не хочу.
Марина, Россия, 41 год
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Создается ощущение, что проблема глубже, чем просто невозможность вашего мужа заработать. //он не хочет, чтобы я вмешивалась в его дела// А семейный бюджет - это не ваши общие дела разве? Подумайте хорошо: у вас много вообще такого в браке - "твои дела, мои дела, твои проблемы, мои проблемы"? Могут ли быть в браке "твои" и "мои" проблемы? Если проблема даже возникла со стороны одного из супругов - разве это означает, что она может не отразиться на семье? Не может. Ни одна проблема кого-то из супругов или детей не может не отражаться на семье. Поэтому, по идее, в семье, где отношения действительно доверительные, не бывает "твоих" и "моих" проблем, есть только общие. Да, это не означает не иметь вообще никакой личной территории или контролировать супруга, и также это не означает перекладывать ответственность за решение задач на кого-то одного. Но у вас есть "дела мужа", а при этом финансовая ответственность полностью переложена на вас. "Не лезь в мои дела", но при этом "обеспечивай нас всех"? //Я сказала мужу об этом, но он отреагировал очень даже спокойно, словно семья для него ничего не значит. // Вариант 1 - семья и правда ничего не значит. Важнее "не работать на дядю", "кому-то что-то доказать", "быть в глазах кого-то чем-то" и т.д. Вариант 2 - он не очень верит, что вы способны подать на развод. Мало ли что вы сказали? Возможно, к вашим словам такое отношение? "Поговорили и забыли"? //При этом он замечательный отец, дети его очень любят. Не пьет, не гуляет, меня не обижает. // Если бы это были единственные критерии "хорошего мужа", вы бы жили с ним и дальше - не так ли? Но очевидно, что вам с ним не хорошо - не только сейчас, но уже давно. А лишь только потому что человек "хороший" по чьим-то критериям (кстати, по чьим? кто внушил вам мысль, что для счастья достаточно того, чтобы мужчина не пил и не гулял?) - счастливым не станешь. Счастливым можно стать только рядом с тем, кто отвечает ВАШИМ критериям счастья. А в ваши критерии счастья явно не входит тащить финансово всю семью на себе.... //Потому что ошибки он допускает системные и повторяющиеся, он не способен быть успешным предпринимателем.// Вот это и вот это //И голова на плечах есть// - противоречащие друг другу понятия. Умный человек умеет учиться на своих ошибках, особенно если делает их системно. В этом-то и отличие умного человека. Такое ощущение, что вы стараетесь сделать так, чтобы муж выглядел как можно "лучше". Зачем? Чтобы не выглядеть самой как....? Или убедить себя в том, что несмотря на не устраивающее вас положение дел с финансами, вы должны все это терпеть? Готовых рецептов тут нет. Я лишь пока могу обратить внимание на некоторые детали вашего рассказа и возможно натолкнуть вас на мысли. А дальше вам придется или исследовать эту тему серьезно со специалистом или принимать решение исходя исключительно из собственных чувств. Особенно обращаю внимание на тот замкнутый круг, в который вы себя загоняете: //При этом я понимаю, что одной мне будет хуже, чем даже при таком муже - но я так жить больше не могу и не хочу.// Выходит - "Так жить не могу, и не так жить не могу" (ну или "буду плохо жить"). Напрашивается вопрос - а вы пробовали? И если не пробовали - зачем программировать себя на негативное развитие событий? Вы ведь пока не знаете - как там будет. Как вариант - пожить отдельно? Не обременяя себя хотя бы лишними заботами о муже и дав ему время подумать и решить, что ему важно, а что - не очень? Это - не совет, это скорее вариант, модель, в которой могло бы многое выясниться, но применять ли эту модель или нет - решать вам.