Постоянные сомнения после конфликтов с мамой
Здравствуйте, Антон Михайлович. Мне 22 года. Я закончила университет, работаю. Проблема в отношениях с мамой. Когда я ухожу куда-либо с ночевкой, мама этого очень не любит и говорит, что хочет знать, где я, с кем и во сколько приду, что сейчас люди пропадают, и приводит примеры из новостей о пропавших девушках. Вроде ничего страшного между нами нет, но я все время в напряжении, не могу переключиться на отношения с парнями и друзьями, чувствовать себя уверенно, только о ее словах думаю постоянно. Я с детства ничего ей не рассказывала. А когда говорю, куда иду, для меня это безумно дискомфортно. Сразу чувствую себя виноватой, глупой, мне страшно, даже идти уже никуда не хочется, будто я всегда под контролем. У мамы характер очень боевой, тон командирский, ее не переспорить. Особенно если я иду поздно на свидание, не хочется ей ничего говорить. Понимаю, что я взрослая, да и не общаюсь с кем попало, друзья обычно в курсе, где я, но после разговора с мамой начинаю сомневаться в себе, в том, что может что-то вдруг случиться, раз она за меня так волнуется, и я буду виновата, постоянно думаю об этом. Я не знаю, что ей отвечать. Когда говорю, что ищу жилье, буду снимать, она кричит, что против, живут отдельно когда создают семью или уже совсем взрослые. Я головой понимаю, что это не так, но опять начинаю анализировать и не могу отогнать эти мысли, вдруг она права, еще рано. Подскажите, как мне быть? Сомнения мои мне очень мешают в жизни, я постоянно думаю о ее словах и не могу ничего решить, и расстраивать ее не хочется, она меня очень любит. Спасибо.
Екатерина, Москва, 22 года
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : //Понимаю, что я взрослая, да и не общаюсь с кем попало, друзья обычно в курсе, где я, но после разговора с мамой начинаю сомневаться в себе// Видимо, понимаете, что вы взрослая, но пока не чувствуете. Взрослый человек - это тот, у кого есть свой мнение о многом и он готов опираться на СВОЙ ОПЫТ. А вы пока в чем-то опираетесь на мамин. И именно поэтому она позволяет себе периодически давить на вас, а вы периодически "ведетесь" на это давление. Потому что еще не достаточно уверены в себе как во взрослом человеке. Это ни хорошо ни плохо. У каждого - свои сроки взросления. Просто вы головой многое понимаете, а реальной уверенности в себе и опоры на себя, на свою готовность получать опыт - еще не чувствуете. Вы еще от нее не отделились психологически, не прошли сепарацию. Но тут не подскажешь, как ее пройти. У некоторых это получается само собой - такие люди, может быть, более решительны от природы и меньше боятся конфликтов (которые в период сепарации возникают всегда, неизбежно, даже в самых дружных семьях, и это нормально). У кого-то процесс идет трудно, кому-то бывает нужна помощь психолога, чтобы обрести свое "я" и найти возможность опираться на себя, сформировать свое мнение и стать решительнее. И тут тоже - нет хороших путей и плохих, все имеет свои плюсы и минусы и свои издержки. Поэтому вам самой нужно решить, когда вы реально готовы взрослеть, и если это - сейчас, а сил недостаточно, то есть тогда смысл обращаться за профессиональной помощью и укреплять ядро своего "я".