Муж в депрессии от того, что у нас нет детей
Добрый день! Я ровно год замужем. Разница с мужем 9 лет. Проблема в том, что в течение года никак не получается с ребенком. Обращалась к врачам, никакого точного диагноза не получила, вроде все хорошо, а почему не получается - неизвестно. Сначала сильно переживала, муж меня поддерживал, а потом немного отошла от этой проблемы и решила для себя - будь что будет. Я прекрасно понимаю, что год - это совсем мало. И все бы хорошо - я успокоилась, но вот только пару месяцев назад сломался муж. Сначала стал раздражительным и нетерпеливым. А теперь и вовсе впал состояние апатии. На все мои вопросы и разговоры ответ один - нет детей, нет смысла жизни. По его словам - нет семьи без детей. И без них он никакого светлого будущего не видит. Ни на какие консультации он не согласится, хотя и сам признает, что его состояние оставляет желать лучшего. Он считает, что у него нет времени ждать несколько лет, когда же наконец у нас дети появятся, мол, потом в сорок ему этого возможно уже и не захочется. Я понимаю, что тут еще сказывается его прошлый "семейный" опыт. Лет 8 назад от него забеременела нелюбимая девушка, и он из чувства долга стал с ней жить. Отношения, конечно же, были более чем сложными и продержались еле-еле 3 года только на ребенке. После расставания девушка увезла ребенка к родителям в другой город. И вот уже 3 года он ездит туда за 500 км, чтобы хоть раз-два в месяц с ним увидеться. Я понимаю, что это скорее всего и является основой его сегодняшнего состояния. Но вот совсем не представляю, как вытащить мужа из всего этого???!!!! Очень хочется сохранить брак. Муж говорит, что тоже не хочет расставаться, но не знает, сможет ли ждать, когда появятся дети. Говорит, что понимает, что у него апатия или депрессия, но ничего не может с этим поделать. Подскажите, как ему помочь? Больно видеть любимого человека в таком состоянии!
Яна, Владивосток, Россия, 27 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Ваш муж ждет не детей, хотя внешне это так выглядит. Он ждет обретения СМЫСЛА. О чем сам и говорит: //нет детей, нет смысла жизни. По его словам - нет семьи без детей.// Я переведу вам это с языка бессознательного на более понятный язык жизненной практики. У него в принципе нет смысла. Его ничего не наполняет настоящей радостью - ни вы (к сожалению), ни какие-то его дела, видимо, нет никакой деятельности, что приносила бы радость и давала бы самореализацию, не устраивает образ жизни, не устраивает по большому счету ничего в жизни. А менять что-то - искать себя, искать новую работу, менять деятельность, искать увлечения, менять образ жизни, пробовать, ошибаться, пробовать снова - не хочется. Страшно. И тогда выдвигается такой вот "аргумент": будут дети - будет смысл. Но на самом деле это неправда. Что-то, конечно, будет, но ни один человек не пришел в этот мир, чтобы жить только ради кого-то. И потому эта самая внутренняя неудовлетворенность будет разъедать изнутри несмотря даже на наличие детей. Да и сейчас сигнал очень тревожный - депрессия. Это уже довольно серьезно, и никакие дети не решат эту проблему. Наоборот, может стать хуже - сначала у него станет меньше вашего внимания, ребенок, пока будет маленький, не будет никак особо с ним общаться, а требовать ухода и заботы будет много. Этот период первых 2-3 лет и так сложен для мужчин, а если мужчина еще и депрессии... Просто он, увы, не хочет САМ искать свои смыслы и решать свои проблемы. Он хочет, чтобы что-то пришло извне (вы родили ему ребенка - не он сам что-то нашел для себя, а пришел кто-то третий и решил все его проблемы). Но увы или к счастью, наши проблемы неудовлетворенности решаются только изнутри. И попытка сделать ставки на внешнее может привести к еще более сильному расстройству. //но не знает, сможет ли ждать, когда появятся дети.// Он всю жизнь будет ждать в таком случае. Пока появятся, потом пока подрастут, потом еще чего-то... Если человек не умеет жить в сейчас - он всю жизнь проживет в ожидании. Это - внутри самого человека: либо действовать и решать, жить в сейчас, либо вечно ждать, пока кто-то или что-то решит твои проблемы. Потому, видимо, вашей семье и не даются дети - вселенная (бог, природа, подсознание - как угодно) не хочет усугублять и без того печальное состояние вашего мужа. Ему необходимо встретиться с тем, что все ответы - внутри него, а не в детях, что ему надо найти свои смыслы и научиться жить в сейчас. Когда он найдет свои ответы - дети придут в его жизнь естественным порядком. //Ни на какие консультации он не согласится, хотя и сам признает, что его состояние оставляет желать лучшего. // Он сейчас как ребенок, которому родители сказали, что именно эту игрушку мы тебе сегодня купить не сможем. И такой ребенок топает ножками и ревет во весь голос, отказываясь от любой помощи. Он не хочет видеть, что есть завтра (и он ничего не может сказать о том, что ему захочется завтра, а тем более, что будет в 40 лет), не хочет видеть, что в мире вообще есть много другого интересного... Вопрос даже не в детях, а в том, "чтобы было как я хочу именно сейчас и именно в таком формате". И человек не хочет с этим работать, видимо, он хочет попытаться переиграть мир, передавить своим состоянием и вдруг - получится? Чаще - нет. На обиду мир особо не реагирует, мир чаще реагирует на гибкость и работу над собой. Вы не сможете его "вытащить". Да и он - не маленький ребенок, чтобы его спасать. А вы - человек, прежде всего, жена, партнер, и ваша ценность для мужа по идее не должна была бы сводиться к детородной функции. Если ему больше ничего от вас не нужно - то как вы сами оцениваете такие отношения? Подумайте.