Как вырваться из замкнутого круга?
Добрый день, Антон Михайлович. Долго не решалась написать... Все началось 14 лет назад, я вышла замуж, во время беременности узнала, что у мужа эпилепсия, врач объяснила, что заболевание может и не передаться по наследственности, но если и проявится - то скорее всего в подростковом периоде. Ребенок родился здоровым, но с того момента, наверное, не было дня, чтобы я не помнила об этом. Началась депрессия длиной в 14 лет, постоянный страх, ожидание плохого. Я замкнутый человек, ни с кем не обсуждаю (боюсь, что к ребенку будут относится предвзято), держу в себе - сначала плакала, когда никого нет, сейчас постоянно и без повода. Отношения с мужем не сложились, живем как соседи по общежитию, но личные отношения меня не интересуют - ребенок всегда был на первом месте, видимо, особенности моего воспитания. Для меня боль ребенка - это моя боль, только умноженная на 10. С работой то же самое, что и с мужем - хожу просто заработать на хлеб, по инерции, все как в тумане. Пытаюсь иногда своими силами выйти из депрессии (читаю советы психологов, нашла хобби, занимаюсь спортом) - помогает на короткое время, до первого толчка извне, а раздражающим фактором сейчас становиться любая мелочь. В последнее время у ребенка проблемы с почками - под вопросом диагноз гломерулонефрит, от этого мне совсем снесло "крышу". Почему-то в моей голове вертятся только негативные сценарии, сейчас взяла отпуск - со следующей недели нужно идти на работу, а я, как большой пазл, не могу собрать себя в кучу, не могу, как раньше, одеть на себя улыбку. Понимаю, что должна помогать ребенку и быть опорой, что моя депрессия делает все только хуже, но я не могу остановиться - все время упрекаю себя, что я плохая мать, так как не защитила ребенка от плохой наследственности, что мало зарабатываю, потому что не развивалась в профессиональном направлении - мешает постоянная нирвана, иногда возникает ощущение, что я просто одна большая ошибка или рана, или недоразумение... Буду очень благодарна, если подскажете, как вырваться из замкнутого круга.
Виктория, Чернигов, 38 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Честно сказать - очень много работы вам предстоит, и я не уверен, все ли удастся сделать самостоятельно, но дам направления, а потом уже вы сами определитесь, справитесь ли вы с этим сама. //ребенок всегда был на первом месте, видимо, особенности моего воспитания// А кто сказал, что воспитание - это пожизненный диагноз и вы обязаны с ним жить всю жизнь? Нет, воспитание - это только то, что дали родители. А они сами могли быть несчастными или как минимум, недостаточно счастливыми. Тогда какой смысл пользоваться их опытом и их воспитанием, если оно не привело к счастью? Бывает и так, что их оно, может, привело, а вас - не приведет, потому что у каждого человека свой путь. Где женщина может черпать опору, поддержку и т.д.? В муже, с одной стороны, в собственной реализации и развитии, в занятии интересными делами - с другой. А если у нее всегда на первом месте ребенок и ее "не интересует" личная жизнь, собственное развитие - то она будет совершенно "никаким" существом, которое не может дать позитивных эмоций ни себе, ни ребенку. Более того, ребенку в такой семье будет совсем не понятно, в чем суть отношений мужчины и женщины, и позже ребенок рискует повторить ваш опыт в личной жизни. В работе и карьере - то же самое. Пока ребенок не увидит, что такое люди, которые занимаются интересным делом - он будет воспринимать работу как каторгу и скорее всего в будущем может найти себе именно такую. Еще одна из опасностей такого воспитания - создание у ребенка гиперопеки. Вы ведь при такой постоянной тревоге за него вряд ли можете ему позволить делать свои ошибки, получать свой опыт, вы наверняка пытаетесь оградить его буквально от всего... И он рискует вырасти зависимым и неадаптированным. //боюсь, что к ребенку будут относится предвзято// Получается, что вы САМИ не принимаете ребенка таким, какой он есть. Ведь есть немало людей, которые НЕ относятся к таким заболеваниям предвзято. А вы сами ведете себя так, как будто ваш ребенок - всерьез неполноценный. И да, есть риск, что это мнение будут чувствовать и принимать другие люди, хотя я понимаю, что вы любите своего ребенка. Но почему-то уверены, что другие его не примут таким, какой он есть. А значит, получается, что вы сами внутренне сомневаетесь в его полноценности. И считаете, что ребенок (и вообще вся ваша жизнь) должны быть или идеальными, или "все плохо, ничего не получилось". //Для меня боль ребенка - это моя боль, только умноженная на 10. // Ребенок, по ваши же словам, родился ЗДОРОВЫМ. И, как я понимаю, долгое время никакой боли у ребенка не было. Боль была в вашей голове в виде негативных сценариев, увы. И даже то, что есть сейчас - диагноз пока не выяснен, а даже если так - то никто не знает, какое будет течение. С этим живут и живут долго при желании. К тому же, кроме ортодоксальной медицины существует немало систем оздоровления, в которые можно постепенно включать ребенка. Вы на самом деле пока НИЧЕГО не знаете о том, что тут может быть, а чего - нет. //Почему-то в моей голове вертятся только негативные сценарии// Потому что, видимо, с детства вас приучили к модели восприятия мира, в которой надо постоянно бояться плохого. А хорошего - видимо, вы "не заслуживаете", по своим ощущениям. Как думаете, за что и почему вы наказываете себя? Кто в вашей картине мира отвечает за то, что с вами обязательно должны случаться несчастья? Вы анализировали этот вопрос? //упрекаю себя, что я плохая мать, так как не защитила ребенка от плохой наследственности// Вы посмотрите со стороны, какие у вас ожидания от себя и ребенка: вы должны были обеспечить ему наследственность!? Вы серьезно думаете, что человек может это проконтролировать? Как? Какой бы ни был у вас мозг (даже самый гениальный и совершенный), он никогда не сможет просчитать все и вся. В жизни бывают такие вот сложности. От них никто не застрахован. А вы себя (и своего ребенка) можете принимать только идеальными и совершенными, безошибочными и все контролирующими? Вы предъявляете к жизни - к себе в первую очередь, очень нереалистичные требования. И из-за этого столько лет в депрессии и ужасе. И поэтому ребенок у вас уже достаточно тревожный внутренне. Но если опять начать себя за это ругать - вы просто зайдете на новый круг паники, страха, вины и депрессии, и да, усугубите положение своего ребенка. Если кратко - путь из депрессии в вашем случае в принятии себя со своими ошибками (да и отношение к ошибкам тоже стоит пересмотреть), принятие того, что жизнь и человек не бывают совершенными, ничего идеального не бывает и каждый живет с какими-то проблемами. И это нормально. Это жизнь. Она - такая. А все, что вам вложили в воспитании - это, скорее всего, фантазии и иллюзии о том, как "должно быть идеально", только вся правда в том, что этого идеала никто еще в жизни не видел. Я пришлю вам в почту ссылки на статьи, во многих из них есть практические упражнения, возможно, вы многое сможете сделать сами. А если где-то возникнет ступор - обращайтесь к психологу. Ситуация серьезная, и лучше раньше чем позже.