...Мне жалко мужа-тирана!
Здравствуйте, Антон Михайлович! Я с мужем прожила 20 лет. У нас трое сыновей, уже достаточно взрослых. Замуж я вышла по любви. Сразу же после свадьбы я поняла, что он патологический ревнивец. Он ревновал меня ко всему и без всякого повода. Потом стал страшно избивать и тиранить. Работать запретил. Хотя у меня было высшее медицинское образование. Но спустя какое-то время стал гнать на улицу. Чтобы я нашла работу, говорил, что не собирается больше нам кормить. Я все терпела, так как боялась, как поднять детей. Несколько раз думала о разводе, но чувство вины брало верх, и я снова возвращалась к нему. Жизнь была невыносимой. Когда устроилась на работу, стала больше зарабатывать, чем он. Появилась уверенность, что смогу прокормить себя и детей. Он все время говорил, что у меня кто-то есть на стороне и поэтому я хочу развестись. Все время нес бред. И вот в очередном скандале я опять ушла из дома с детьми, и уже на этот раз подала документы на развод. Он опять начал умолять простить и что больше скандалов не будет. Я, конечно, уже больше не верю и не собираюсь возвращаться. Но меня опять гложет жгучее чувство вины. Мне опять жалко его. Дети совсем не хотят возвращаться. Но мне очень тяжело. Что мне делать?
Лабар, Узбекистан Ташкент, 41 год
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Не очень понимаю, за что вы его жалеете. Он - инвалид? У него есть какие-то серьезные проблемы со здоровьем или психикой? Вы считаете, что он не в состоянии себя прокормить? Или он останется несчастным на всю жизнь? Судя по вашему описанию ваш муж - вполне состоявшийся мужчина без особенных проблем со здоровьем, способный о себе позаботиться. Так за что вы тогда так жалеете его? У меня сложилось по вашему тексту ощущение, что вы к нему относитесь сейчас как к ребенку, а не как к мужчине. Сначала вы "прощали" ему такие "слабости" как унижение, побои, тирания, ограничение личной свободы... И там вы говорили прежде всего о страхе одной не поднять детей. Но при этом вы сами пишете: //Я все терпела, так как боялась, как поднять детей. Несколько раз думала о разводе, но чувство вины брало верх и я снова возвращалась к нему.// Что это за вина была тогда? Когда определенно он по факту был вполне самостоятельным взрослым мужчиной, который содержал семью? Разве вы навязывали ему этот выбор? Разве вы заставляли его быть отцом? Вы заставляли его жениться? Наверное, нет. Так почему тогда вы чувствовали себя обязанной ему даже тогда, когда он вас избивал? На этот вопрос никто не сможет ответить, кроме вас. Возможно, это можно будет сделать только при помощи психолога - возможно, подобные процессы внутри вас не осознаются вами, и вам кажется, что чувство вины - адекватно ситуации, а на самом деле оно, возможно, навязано вам - например, родительским сценарием (возможно, в семье ваших родителей были аналогичные отношения или в среде родственников), плюс общественные установки, которые порой склонны винить женщину просто оптом, за все, снимая с мужчины вообще любую ответственность за атмосферу в семье и оставляя в его ведении только финансовую... Тут вариантов много, откуда у вас подобное чувство вины. Но мне кажется, что по факту - вряд ли оно имеет под собой серьезные основания. Но самое важное: если он не изменился за все эти годы, то вряд ли есть основания надеяться на это в будущем. Люди меняются, конечно, но как правило - не резко и за раз, а постепенно, и вы бы увидели тенденции к изменению в его поведении, если бы у него было РЕАЛЬНОЕ желание измениться. Так что вам решать - возвращаться ли в эту обстановку или подумать о себе и детях, которые, как видите, тоже не очень хотят продолжать так жить...