Смогу ли быть счастливой с чувством вины?
Здравствуйте, Антон Михайлович! Очень нуждаюсь в Вашем совете, так как обратиться за поддержкой больше не к кому. Полюбила мужчину, взаимно, хочу уехать к нему в другой город. Но я уже 15 лет замужем за человеком, старше меня практически на 30 лет, сыну 13. Мужа разлюбила уже давно, секс с ним вызывает отвращение, продолжаю совместную жизнь только из чувства жалости. Муж нигде не работает, на пенсии по возрасту, попытки найти работу безрезультатны, кормильцем уже много лет являюсь я. Несмотря на свой возраст, абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, не умеет готовить, имеет ряд хронических заболеваний. Ребенка обожает. Кроме нас у него никого нет. При этом не выносит критику в свой адрес, стоит сказать что-то поперек - реагирует агрессивно, начинает ругать последними словами прямо при ребенке. Раньше в такие моменты мог и руку поднять, однако когда понял, что я могу уйти - ограничивается только словесной бранью. И вот я стою перед выбором: обрести счастье с любимым и любящим мужчиной или остаться с тем, кто без меня пропадет... Но смогу ли я быть счастлива, мучаясь чувством вины? И как я объясню ребенку, что бросила его папу на произвол судьбы? В общем, я совершенно запуталась и не знаю, как жить дальше.
Ирина, Йошкар-Олы, 35 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : А ваши отношения с мужем изначально так строились? То есть, он планировал, что вы будете кормильцем, что основная ответственность будет лежать на вас, что он станет вам вторым ребенком? Если вы дали обещание человеку, что понимаете его состояние, осознаете, что он не будет работать, осознаете, что выходите замуж не за мужчину, на которого сможете положиться, а берете под опеку взрослого ребенка и клянетесь быть ему мамой до конца его дней - то возможно, тут было бы место для чувства вины. Вы осознавали, кто он, вы обещали и не смогли выполнить обещание. Но вряд ли все было так. Он превратился в ребенка, который "без вас пропадет", из мужчины, которым он когда-то был. Хотя бы отчасти - работал, чем-то интересовался. Разве вы сделали так, что он не смог больше найти работу? Разве вы отняли у него желание развиваться и жить полноценно? Вы разве помогли ему вырастить болячки и разве вы запрещали ему научиться готовить и вообще стать самостоятельным? Вы почему-то вязли на себя ответственность за его жизнь так, как будто он - малый ребенок или очень глубоко недееспособный человек. И вину вы тоже на себя взяли сами, как если бы вы были обязаны, несмотря на не устраивающие вас моменты отношений, обслуживать любые его нужды. Разве партнерские отношения в браке - сродни детско-родительским? Разве не ОБА партнера участвуют в отношениях в РАВНОЙ степени? Тогда как конкретно ваш муж участвовал в построении ваших отношений? Как он участвовал в создании вашего счастья? Где вообще его ответственность за все это? Ваша ситуация с мужем называется созависимость. Я пришлю вам в почту ссылки на цикл статей об этом, там же и будет ответ на вопрос - что делают вообще в таких ситуациях и как понимать, где проходить граница вашей ответственности и за что она.