Как справиться с раздражением к матери?
Добрый день, Антон Михайлович! У меня такая проблема, что моя мать меня дико раздражает или сделает все, чтобы вызвать данное раздражение (не люблю с утра перед работай разговаривать, особенно ни о чем и не по существу, например, не люблю - какая погода - спрашивает мать, когда я только проснулась - сходила в душ - когда я должна была подскочить и узнать погоду, а она сидит на кухне рядом с радио, и различных примеров много...). И так почти каждый день - обязательно разговоры, которые выведут из себя - поела ли я в обед - этот вопрос мать задает в мои 30 лет... Она со мной общается на уровне моих 15 или даже меньше лет и не слышит и не понимает доводов моего реального возраста. Сейчас мы с мужем и ребенком живет с моими родителями, т.к. в данный период грудной ребенок и возможности нет снимать жилье, тем более у нас большая квартира, и я считала, что будучи людьми взрослыми можно всегда договориться - установить правила, чтобы не ругаться и жить мирно (распределить обязанности по квартире - кто готовит, кто убирает, кто в каком размере оплачивает квартплату и т.д.). Сейчас меня "мама" залечила по поводу ухода за грудным ребенком - приходит в комнату и набрасывается на меня с кучей советов, которые я не спрашиваю - а вот 30 лет назад так-то и так ухаживали за грудничками, не понимает, что сейчас много информации в интернете, есть педиатры и тем более я навязчивых советов не спрашиваю. Как мне переосмыслить, переоценить отношение к матери, помогите разобраться с детскими комплексами, которые вызывают раздражение к матери, как мне с этим справиться?
An, Москва, 30 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Мне кажется, что у вашего вопроса есть 2 стороны. Одна - то, что мама реально нарушает некоторые ваши границы. Вот, например, если она входит в комнату без вашего разрешения - это уже нарушение границ, нарушение личного пространства. И вы вправе требовать, чтобы мама не заходила в комнату к вам без разрешения. Вы можете быть не одеты, вы можете кормить ребенка, вы, в конце концов, можете быть заняты каким-то интимным делом. И вполне вправе требовать соблюдения каких-то норм относительно вашего пространства. И аргумент, который иногда предъявляют родители в духе "а ты что, меня стесняешься?" можно отпарировать четким "да, я стесняюсь, потому что мне не 5 лет, и я уже взрослая замужняя женщина, и я стесняюсь и буду стесняться, и имею на это полное право". И эти границы есть смысл отстаивать достаточно твердо. При этом, чем менее вы эмоциональны в такой момент, тем больше будет веса у ваших слов. Вторая сторона - что мама относится к вам как к ребенку, а вы при этом злитесь и раздражаетесь. Вы ведь сами считаете себя взрослой? Да, судя по вашему письму. Тогда есть смысл попробовать вести себя как взрослая - дать маме право считать вас какой угодно - маленькой, глупой и т.д. Она имеет право так считать и пытаться говорить с вами из этой позиции. А вы имеете право отвечать как взрослая, спокойно - "мама, я сейчас не готова об этом говорить". И все, и не продолжать разговор, если вам его не хочется продолжать. Но тут скорее всего и правда срабатывает некий детский комплекс - доказать маме, что вы взрослая. И как только вы начинаете доказывать, вы как раз и попадаете в позицию ребенка. Доказывают, оправдываются и спрашивают разрешения только дети. Взрослые - ставят перед фактами, объясняют и договариваются, а если не получается - поступают по-своему и не реагируют на эмоциональные выпады в свою сторону, позволяя другим взрослым думать и говорить то, что им хочется, оставляя при этом право за собой реагировать на это или не реагировать вообще. Все это, конечно, сложно для одного ответа, так что, если проблема будет вас всерьез беспокоить - есть смысл обращаться к психологу, чтобы разобраться с детскими рефлексами, которые могли еще остаться в вас, как, впрочем, практически во всех взрослых людях.