Прийти в себя после измены
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, вернуться к жизни после измены мужа. Мы женаты уже 18 лет. Жили всегда очень хорошо. Он мне всегда говорил, что меня очень любит. У нас 2 сына (16 и 13 лет). И вот 2 года назад я почувствовала, что муж изменился. У него пропал интерес ко всему. Стал поздно приходить домой, прятать телефон и т.д. Я попыталась с ним поговорить, но он все отрицал, говорил, что это мои фантазии. Тут началась моя жизнь, как в аду. Муж каждый день стал искать причину, чтобы поссориться и уйти. Я человек не конфликтный, поэтому у него ничего не получалось. От этого он злился еще больше. Мне нельзя было ничего у него спрашивать. И не только мне. Его никто не узнавал. Все были вокруг виноваты. Это длилось 1,5 года. За это время муж сказал столько лишних слов, что теперь их не выкинешь из памяти. Мне даже стыдно об этом говорить. Оказывается, я старая (да, мне 38 лет, но поверьте, я очень хорошо выгляжу, много лет уже хожу в тренажерный зал). Муж, кстати, старше меня на 1 год. Я толстая (у меня 6 кг лишнего веса, при росте 168 см я вешу 72 кг, но у меня очень накачанные ноги, а мышцы весят больше). Муж весит 112 кг при росте 178 см. Я глупая клуша (хотя школа - с серебряной медалью, а университет с 2-мя четверками). Я музыкант, но еще работаю в другой области (оформление кредитов). Я плохая хозяйка (несколько лет подряд занимаю если не 1-е, то 2 или 3 место в конкурсе на лучший дизайн сада, а его друзья всегда хотят бывать у нас в гостях). К чему я все это пишу и привожу примеры, а к тому, что я уже обращалась к психологу, и он мне ответил, что попробуйте следить за собой, займитесь спортом, найдите себе увлечение. Это только самые безобидные претензии ко мне. Я начала анализировать, что же со мной не так, что мужу не хватает. Прочитала кучу литературы, везде пишут - меняйтесь сами, измените все вокруг, но теперь я точно знаю, когда мужчина увлечен другой, он ничего этого не заметит и ему это будет не надо. Я и в интиме старалась что-то разнообразить. Но это все очень трудно, когда нет обоюдности. И вот 28 декабря 2010 года муж объявляет, что уходит. Его как бы прорвало на откровения. Он все рассказал, что любит другую, что ей 24 года. Рассказал все, как познакомились, как и где встречались и занимались любовью. Все до мельчайших подробностей. Как меня обманывал, показал всю любовную переписку, все интимные фото. Даже привозил ее к нам домой, когда меня не было дома. Рассказал, как на нашей кровати занимался с ней любовью, сказал, что очень ее любит и не может без нее жить. Я все это слушала и как будто не воспринимала эти слова. Много чего еще было сказано, и про секс в машине и про то, что это Бог послал ему такую неземную любовь, и что ко мне он никогда такое чувство не испытывал. Мне кажется, я даже не плакала, со мной что-то случилось, я это не помню. Пришла в себя только 7 января. Память стерла эти дни. За 10 дней я похудела на 14 кг. За эти 10 дней все изменилось, муж случайно услышал, как она говорила с подругой, что ей не нужен этот пузатый папик, что когда она раскрутит его на квартиру (машину муж ей купил и теперь платит за нее кредит), тогда она его бросит. Муж не ушел. А я в душе умерла. Я не могу себе простить, что позволила мужу остаться. Не могу ему простить мое унижение. Мне больно, обидно и еще какие-то чувства, которые не могу объяснить. Я вроде не глупый человек и понимаю, что кризис среднего возраста, что, может, и я в чем-то виновата, но как дальше жить, если прошло 2 года, но для меня будто это было только вчера, и я не могу ни простить, ни понять. Муж и сам говорит, что сам себе не верит, что мог это совершить. Я, говорит, был просто зомби и не видел, что она курит, как паровоз (муж никогда не курил, но с ней он начинал курить), что она общедоступна, что ее 2 раза выгоняли с работы за прогулы и много еще чего. Мне от этого еще больнее, что близкий и любимый человек может тебя так просто предать.
Ольга, Саранск, 38 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Вы пишете: "Я не могу себе простить, что позволила мужу остаться. Не могу ему простить мое унижение." А что заставило вас остаться рядом с ним? Дети? Так детям вряд ли будет легче от того, что их мама в вечном напряжении и стрессе. Они все прекрасно чувствуют, да и не дети они уже, по сути. Подростки прекрасно знают все о сексе и догадываются, что происходило и происходит. Вы не можете вечно копаться в себе и искать в себе вину. Вы сделали то, что могли - искали в себе ошибки, следовали рекомендациям измениться - менялись, старались.... И? А теперь вы имеете право выплеснуть те чувства, что у вас есть. И если у этих чувств единственный выход - расстаться, значит, вы имеете право и на это. Возможно, просто пожить отдельно. Пусть муж побудет сам с собой, в своей реальности и придет к каким-то выводам. Возможно, он осознает, как вам было больно (а порой чужую боль можно осознать только через свою собственную), и возможно, он предпримет какие-то шаги, в которых он сможет снова вернуть ваше доверие. Но, видимо, только после того, как сам проживет свою боль. А пока получается так, что вы искали ошибки только в себе, но забыли, что в конфликте и в измене есть ответственность обоих. А где, в вашем понимании, ответственность мужа? Как вы помогли ему осознать эту ответственность? Я не могу предложить вам конкретный выход - оставаться, расставаться, взять тайм-аут или что-то еще. Я могу лишь сказать, что если вы будете дальше давить свои чувства в себе - это не приведет ни к миру в семье, ни к стабилизации отношений. И детям это тоже не поможет. Видимо, есть смысл сейчас обратить внимание на себя. И выражать свои чувства так, как выражается. А муж - пусть он реагирует, как умеет. В конце концов, он ведь знал, на что идет, и что подвергает опасности. И потому не ваша задача подстраховывать его с его ответственностью за поступки....