Чувствую себя марионеткой
Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, как избавиться от чувства вины. 6 лет назад мы уехали из родного города в Санкт-Петербург с мужем. С мужем мы разошлись, недавно я стала жить с другим мужчиной гражданским браком. Не могу найти общий язык с мамой уже давно, мне уже не хочется звонить домой. Мама живёт вместе с папой, постоянно говорит мне по телефону один сплошной негатив, что я их бросила, уехала, вместо того, чтобы сидеть возле них. И теперь она "жизнь на меня положила, кинула под ноги карьеру", а теперь, когда "пришло время платить по счетам", и у всех дети рядом, а я далеко, то я плохая и неблагодарная дочка, "а ну бы-ы-ыстро домой". И все мужчины у меня плохие, первый муж плохой, а второй - вообще не муж, и чтобы я с ним больше не приезжала, а только одна. Я влипаю, по её мнению, вечно в плохих и недостойных мужчин, и что у меня и с этим ничего не получится. А когда я жила некоторое время дома, опять было всё не так, потому что у меня никого нет, и я не могу найти себе достойного "принца". Каждый мой шаг контролировался, своей жизни не было никакой. Даже когда я уходила в гости к друзьям, она звонила им на домашний, требовала, чтобы я быстро возвращалась. Понимаю, что с моральной точки зрения ужасно это звучит, но я рада, что живу в другом городе, и общение сводится к телефонным разговорам. Пусть "не так", с ошибками, но я живу своей жизнью. Но как ни позвоню, я плохая дочь, бросила, а должна "досматривать", и они с папой погибают. Думаю, вернись я в родной город, вряд ли удастся угодить, и опять будет всё не так, только там меня будет удобнее дёргать за ниточки. Чувствую себя марионеткой.
Вера, Санкт-Петербург, 35 лет
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Вера, а вы правы. Я больше чем уверен, что вернись вы в родной город - все будет для родителей "не так", и более того - своей жизни у вас не станет, как в юности. Ведь подход к вам известен - надо чаще указывать вам на ваши "недостатки", чаще давить на жалость, а также напоминать вам, чем вы им обязаны... И вы будете делать все, что они скажут. Только посмотрите на вещи трезво. Вы просили вас рожать? Вы просили бросать под ноги карьеру? Вы вообще были в курсе, когда вас рожали, что вы заключаете односторонний контракт, по которому должны "платить по счетам"? Нет, вы не просили, и о контракте вас в известность никто не ставил. Ваши родители приняли добровольное решение - привести в этот мир нового человека, который от природы наделен свободой воли (и по закону тоже). И лишать вас собственной жизни они не имеют никакого права - ни морального, ни законодательного. Чаще всего такие вещи происходят от того, что родители приводят в мир детей не вполне осознанно. Часто это потому что "надо" или "страшно показаться другим не полноценным" или потому, что кто-то просит изо всех сил "порадовать внуками". Но все равно, даже если выбор был не вполне осознан, ваши родители не могут ничего требовать. Потому что вы им ничего не должны. Они сами приняли решение, сами привели его в действие и сами несут ответственность. А то, что вы оказались не согласны с ролью куклы/прислуги/девочки для битья - вполне естественно для человека взрослого и имеющего свои цели и приоритеты. Мне хотелось бы верить, что родители вас любили как умели (впрочем, это частая отговорка таких манипулирующих родителей - "мол, мы тебя ТАК любим"), но в вашем тексте не видно проявлений любви родителей. И если этих проявлений действительно нет, то за что вам "платить"? Собственно, обо всем этом я очень подробно писал в статье "5 мифов о детях и родителях, которые стоит развенчать", эта статья есть на моем сайте (ссылка в профиле) в разделе "истории". Почитайте ее, думаю, что там буквально каждый абзац про ваш случай.