Хочу чувствовать себя средним классом, но не хочу быть одинокой
Здравствуйте Наталья! На сайте я прочитала, что Вы проводите консультации, и я бы хотела такую консультацию получить. В последнее время я пришла к устойчивому выводу, что мне самой тяжело выйти из некого замкнутого круга. Более того, я уже обращалась пару раз за помощью к психологу, но в первом случае девушка стала моей близкой подругой (и кто кому теперь психолог не совсем понятно), а второй оказался весьма неудачным. Таким образом, проблемы остались неразрешенными, а выходы не найденными. Поэтому я решила обатиться к человеку, который был бы внешним по отношению к моему окружению и объективному в своих оценках. Скажу сразу, моя проблема -- мужчины. Я, наверное, не должна иметь подобных проблем, но тем не менее они возникли, и как я выяснила в послееднее время, они есть у многих женщин моего склада характера. поэтому приходиться сделать вывод, что сейчас это прямо-таки социальное явление, весьма присущее именно среднему классу ( я так Вы пишете диссертацию именно на эту тему). Напишу о себе и том что меня беспокоит более подробно. Мне 21 год, я студентка МГУ (факультет госуправления). Я увлекаюсь общественной деятельносьтью и в частности политикой. По жизни я лидер и меня многие любят и уважают, особенно уважают. При этом я считаю, что я весьма привлекательна. Я посвящаю много времени (относительно тогосколько у меня его остается) уходу за собой. И в целом вполне соответствую образу бизнес леди 20 века. При этом у меня хорошая семья. Я единственный ребенок в семье и родители сеня обожают. Материально мы обеспечены. Хотя и не "новые русские" но вполне можем позволить себе реализовать свои повседневные желания. В общем средний класс. В западном его понимании. Одна проблема. Я одинока. У меня конечно были мужчины, но за всю жизнь ни одногоудачного романа!!! Удачным я считаю, тот, который бы меня устраивал пока он происходит. У была влюблена в голубого, в рок-музыканта, в хаккера, которые ничего в жизни не хотели видеть, кроме предмета своей любви ( не меня, соотвественно). В целом, я обратила внимание ,что меня привлекают люди, с которыми у меня по определению не может возникнуть полноценных отношений. В то же время я влюбляюсь в мужчин ярких неординарных, увлеченных, которые как мне кажется, соответствуют мне, как женцине тоже яркой и заметной. Другие мне кажутся посредственными, не интересными, скучными. Они часто становятся моими хорошими друзьями. Не думайте, что у меня зывышенная самооценка. Это не совсем так. Я очень ценю себя, как человека начитаного, профессионального, деятельного, способного многого добиться в жизни (это все какие-то мужские качества, и именно этого я жду от мужчин) и при этом чувствую себя весьма неуверенно как женищина. Если во мне видят привлекательную девушку, мне с одной стороны не верится, а с другой обидно, ведь кроме этого во мне есть много чего другого. Если же во мне женщину не видят, мне это понятно, потому что именно "мужчину" я часто выставляю на передний план и опять же обидно ведь это еще больше углубляет мою неуыеренност в себе. Как переломить эти установнки? Как получить душевное удовлетворение от собственных достижений и уделить внимание личной сфере? Как полюбить "обычного" мужчину не вступая в компромисы с самой собой? Буду признательна, если Вы ответите на мое письмо.
Вероника,
Панфилова Наталья Александровна
Cемейный

психолог
Ответ : Меня очень заинтересовало ваше письмо. Мне действительно чрезвычайно интересны проблемы, которые волнуют людей среднего класса. Сейчас ведутся активные споры среди экономистов и социологов по поводу того, есть ли в настоящее время этот самый средний класс в России. Но если есть люди, которые уже сейчас себя чувствуют средним классом, то нельзя это не брать во внимание. Экономические критерии для определения среднего класса у нас, видимо, еще долго будут, мягко скажем, туманны и неопределенны, а вот психологический критерий существует не первый год. И мое твердое мнение состоит в том, что если есть люли, которые хотят быть средним классом, то надо всеми возможными средствами помогать им, в том числе и психологически поддерживать. Поскольку основа стабильности нашего общества - это именно средний класс. Я написала такое патетическое вступление, потому что действительно считаю это очень важным и актуальным на текущий момент. И мне очень грустно, что ваш предыдущий опыт общения с психологами оказался не слишком удачным. У среднего класса действительно есть свои особенности в запросах на психологическую помощь, но, к сожалению, не все психологи дифференцированно к этому подходят. Итак, давайте поговорим о проблемах девушек, которые уже считают себя представительницами среднего класса и твердо уверены в том, что и в будущем тоже будут как минимум средним классом. Начнем мы с того, что любые вложения в серьезное образование, кстати, весьма необходимое именно для среднего класса - это в первую очередь время. А астрономические сутки, как известно не резиновые, и в них только 24 часа, и ни часом больше. Т.е., чем серьезнее планы на будущее, тем меньше времени на оглядывание вокруг себя в поисках предмета естественной юной страсти. Поэтому взгляд и успевает остановиться только на чем-то очень необычном вроде "голубого" или рок-музыканта. На полноценные отношения тоже нужно время и силы, в них надо вкладываться как в хорошую инвестиционную программу, которая окупится может быть не завтра, но обязательно окупится. Почему вас привлекают люди, с которыми у вас по определению не может быть полноценных отношений? Может быть, именно потому, что их яркость позволяет на какое-то время забить эмоциональную брешь в душе, и в тоже время вкладываться в развитие этих отношений не надо, потому как заведомо бессмысленно. Получается довольно замкнутый и порочный круг. Выходов из него может быть несколько, но начать стоит со следующего. Попробуйте посмотреть внимательно вокруг себя. Ваш предполагаемый близкий человек скорее всего будет из вашего ближайшего окружения, т.е., по стилю жизни, амбициям, привычкам и увлечениям у вас скорее всего будет много общего. Совершенно не обязательно, чтобы все совпадало сразу по многим пунктам, но довольно сложно представить себе долгий и счастливый союз между начитанным слесарем-сантехником и стремительно делающей политическую карьеру и подающей надежды выпускницей МГУ. Я это пишу совсем не для того, чтобы обидеть людей рабочих профессий. Просто союзы между представителями разных классов не всегда самые удачные, впрочем как, не всегда удачными оказываются союзы между представителями разных социальных и культурных групп. Если следовать западному опыту, то там прочные союзы внутри среднего класса возникают в более позднем возрасте, чем это принято у нас, т.е. у них - это ближе к 30 годам, а то и после 30 лет. А они, между прочим, сделаны из того же теста, что и мы. Поэтому, может быть, не стоит изобретать велосипед или кричать, что мы пойдем другим путем. Видимо, нужно довольно много времени, для реализации своих собственных планов, если они достаточно серьезны. Может быть, это и оправдано, кто знает. Или, может быть, это именно та цена, которую предстоит заплатить многим из нас, кто будет биться, доказывая свое право называть себя именно средним классом. Я понимаю, что с этими мыслями нелегко жить, не смотря на все амбиции и далеко идущие планы. И всем нам хочется обычного человеческого счастья. Но обычное счастье - это не яркая мишура, за которую цепляются глаза, это не легкий наркотик для разрядки натруженной головы, это человек, с которым у вас может быть общее завтра и послезавтра и вообще какая-то общая жизнь. Попробуйте разглядеть его где-то недалеко от себя, увидеть его перспективы и его амбиции, не взирая на свою занятость и нежелание вглядываться долго. И еще раз хочу вам напомнить, что это наверняка будет человек, который тоже хочет быть как минимум средним классом.