Мне 44 года, хочу ребёнка, но боюсь, что слишком поздно
Хочу ребенка, но боюсь, что уже поздно. Мужа нет, родственников тоже нет. Боюсь, что в моем возрасте не рожу, не выращу. Мне ведь на пенсию, когда ему будет всего 10. А если со мной что случится, ему детдом? Понимаю, что затянула, но не сложилось по-другому. Может, плюнуть на маленького и успокоиться? Жить в свое удовольствие?
Светлана, Россия, 44 года
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : У вас действительно сложный выбор, и он скорее связан не с возрастом как таковым, а с одиночеством в целом. Рождение ребёнка – это ответственный сложный шаг, начиная с вынашивания, заканчивая всеми будущими возможными сценариями и проблемами. Справиться с таким количеством трудностей и задач в одиночку очень сложно. Прежде всего, хорошо бы представить, как это может быть. Например, вы уже зачали ребёнка: до какого месяца вы сможете зарабатывать, что будете делать, если вдруг возникнут осложнения, кто вам объективно сможет оказать поддержку и помощь, если нет родственников, то, возможно, друзья, коллеги; сможете ли вы обеспечивать себя и ребёнка после рождения, есть ли у вас для этого стабильная материальная база; с кем вы сможете оставить ребёнка, если вдруг приболеете? Посвятите этой фантазии достаточно времени, чтобы отчётливо представлять себе какие-то основные положения. Что касается вашего возраста, то сам по себе он не такой уж критичный. Сейчас планка детородного женского возраста сильно выросла. Но тем не менее, важно осознавать, что разница в возрасте с ребёнком будет значительная. В этом есть свои отрицательные аспекты, например, более возрастные родители во многом ограничивают своих детей в силу чрезвычайной опеки, свойственной именно зрелым людям. С каждым годом может становиться труднее поддерживать контакт с ребёнком, быть ему интересной. Сложнее, нежели молодым родителям, развивать ребёнка собственным участием и примером, т.е. кататься с ним на лыжах, коньках, плавать, кататься с водных горок, и.т.д. Совсем не обязательно, что это вас коснётся, но это весьма распространённая проблема возрастных родителей, даже не в тот момент, когда ребёнок рождается, а как раз годам к 10-ти, когда ему требуется активное родительское участие в жизни. Также встречаются ситуации, когда совсем ещё тинейджер в силу сложившихся обстоятельств вынужден переживать из-за проблем с родительским здоровьем, которые имеют тенденцию проявляться в зрелом возрасте. Бывает даже так, что ребёнок вынужден брать на себя заботу о родителе, т.к. в семье нет иного выхода; тогда ему приходится быстро и рано взрослеть, т.к. он рано осознаёт, что кроме мамы у него и нет никого, и он может рассчитывать только на себя. Т.е. ребёнок невольно оказывается в ситуации вполне прогнозируемой, что заставляет его тревожиться, беспокоиться и уделять внимание тем жизненным обстоятельствам, которым, в общем, не очень свойственны детям, рождённым молодыми родителями. Я ответила вам описанием скорее отрицательных аспектов. На мой взгляд, о них важно помнить в вашей ситуации. С другой стороны, если вы всё же чувствуете в себе самой потенциал и по здоровью, и по психологическому состоянию, то, возможно вместо того, чтобы долго продумывать возможные будущие проблемы, лучше ступить на эту дорогу? Никто не знает, как всё сложится дальше. Ведь молодые родители также не застрахованы от случайных болезней, разводов, потери близких и родственников, в конце концов, от смерти, и их дети тоже могут оказаться совсем одни. Просто вероятность наступления событий в их возрасте немного ниже, чем в вашем. Поэтому проанализируйте всю ситуацию досконально и, если почувствуете ресурсное состояние, то принимайте какое-то решение, чтобы не терзать себя постоянной ситуацией выбора. Удачи!