Разводиться или пытаться наладить отношения?
Здравствуйте, мне 27 лет, с мужем мы вместе уже 9 лет, у нас двое маленьких детей. Я сижу с детьми дома (это сейчас так называется, хотя "сижу дома с детьми" - муж так и представляет, что я ничего не делаю весь день), муж работает (прораб) до 5 вечера, приходит на обед. В принципе, все вышеперечисленное дает примерную картину нашего быта и наших проблем в семье. Мне крайне тяжело справляться со всеми его требованиями, оставаясь при этом любящей матерью своим дочкам. Сейчас я пришла к решению развестись с этим человеком, он не устраивает меня как супруг, как отец детей. Результаты своих проблем на работе (нервозность, отсутствие настроение общаться со мной и с детьми) он выливает на нас. Поэтому я не держу себя в руках тогда, когда нужно, детская шалость приводит меня в бешенство, знаю, нужно реагировать по-другому, не могу себя сдержать(((. Результат - детские слезы, моя бессонница, я в 27 лет выгляжу на 37, вся седая. Раньше не могла себе представить даже, как я буду жить без него, сейчас я готова ко всему, но готовы ли к этому мои дети. у нас большая квартира (4 комнаты), и он не намерен делить ее со мной пополам, сказал, что я могу рассчитывать в лучшем случае на однокомнатную. По совету психолога завела котенка, замечательный котенок, все свои дела делает в лоток, кушает все, что ни даем, очень ласковый, и дети его обожают, но муж (так же обожающий кошек) ненавидит его, кот стал опять таки раздражителем для него. Подскажите, пожалуйста, что мне делать, иногда от безысходства хоть в окно сигай (стала часто думать об этом после того, как муж сказал, что ему будет легче, если я выброшусь из окна), жить раздельно я готова, этот человек стал для меня чужим, не люблю его, хотя иногда волнуюсь за него. также редко бывает ревность, но я боюсь его, боюсь его гнева, он не раз поднимал на меня руку. Хотела предложить ему съездить к психологу, но опять-таки с двумя детьми это невозможно. Вызывать к себе, он не будет тратить такие деньги на это никогда. Посоветуйте, помогите, не хочу травмировать психику своих дочек.
Ольга, Москва, 27 лет
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Ваше обращение весьма эмоционально насыщено. Чтобы структурировать ответ, пожалуй, разделю его на несколько частей. Относительно вашего страха не решить квартирный вопрос – я бы рекомендовала вам обратиться к адвокату, который занимается бракоразводными процессами, за профессиональной консультацией. Специалист чётко и обоснованно расскажет вам, на что вы можете претендовать в случае развода, каковы ваши права и как вы сможете их отстаивать. На мой взгляд, это лучше, чем тревожиться про будущее, доверяя словам мужа. Что касается совета психолога завести котёнка, то, пожалуй, я бы его оспорила. В силу вашей и без того бытовой перегруженности и накала эмоций между вами и мужем, на мой взгляд, дополнительное создание, которое тоже требует внимания, ухода и заботы – не лучшее решение. Ваше же состояние и ваши потребности для меня непрозрачны – сначала вы пишете, что на многое готовы для того, чтобы развестись, и муж больше не вызывает у вас никаких эмоций; с другой стороны, у вас очевидно есть желание как-то разобраться в отношениях, и всё-таки найти даже с помощью специалиста возможность сохранить их. При этом немаловажным является ваше желание оградить детей от нездорово-нервной обстановки в доме. В этом я вас поддерживаю полностью. Сейчас любое развитие ситуации будет для них заметно. Если вы продолжите налаживать отношения – дети будут наблюдать сложности этого процесса, ссоры, непонимание, гнев, раздражение с вашей и мужниной стороны. Если же вы разойдётесь, их жизни также изменятся. На мой взгляд, первоочередной задачей для вас может стать – понимание себя самой. Чего вы реально хотите от жизни? Как вы её видите без мужа, если сейчас с ним, когда он является кормильцем семьи, возвращающимся весьма рано домой, вы не можете справляться с вашим настроением, с теми трудностями, которые вы описываете. Как вы со всеми организационно-бытовыми трудностями будете справляться в одиночку? Т.е. вам очевидно нужно сразу найти работу, пристроить дочерей в детский сад, успевать их оттуда забирать или нанимать кого-то, кто будет это делать. Попробуйте сейчас взять эмоции под контроль и мысли о выходе в окно замените на более практичные – продумайте в деталях возможности жизни в одиночку с двумя маленькими детьми. Продумайте, как можно разделить имущество, как и чем вы будете зарабатывать на жизнь, кто сможет вам помогать, если это потребуется, сможете ли вы сохранить с мужем уважительные дружеские отношения или вы его потеряете сразу же после развода? Но всё же для меня остаётся загадкой ваше истинное отношение к мужу. Вы не описали ни одного его требования к вам, поэтому мне нечего прокомментировать. И остаётся лишь верить вам, что вы действительно понимаете, что реагируете правильно во всех ситуациях и ничего не можете изменить, поэтому ведёте речь о разводе. Удачи!