Мне сложно работать после декретного отпуска
Здравствуйте, Екатерина! У меня постоянные депрессии, но может и громко сказано. Я 3 месяца назад вышла из декретного отпуска на работу, и не могу с собой справиться, у меня очень низкая самооценка, постоянно боюсь, что на работе не справлюсь, что могут на ругать за это, ощущение того, что не знаю. Из-за этого срываюсь на близких, поддержки ни от кого нет. Когда делаю важный вопрос по работе, не сплю ночами, переживаю, прокручиваю по сто раз, не могу морально расслабиться, уже устала от такого ощущения. Подскажите, что делать, подумываю уйти с работы в бизнес, открыть свой бутик, думаю, что для меня это будет лучше. Так как, работая на этой работе, боюсь не справиться и подвести окружающих. Спасибо...
Ирина, Иркутская область, Россия, 24 года
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Конечно, ваше состояние - это не депрессия. Его можно обозначить как тревогу. Тревога – это всегда про будущее, что вы и описываете в вашем письме, т.е. ваши мысли всегда в будущем, а не настоящем. Вы тревожитесь про то, что не справитесь, кого-то подведёте, etc. Это чувство вполне закономерное для человека, который провёл определенный отрезок времени, посвятив себя только ребёнку и заботам о нём. Вы вновь полноценно вернулись в социум, в круг людей, которые работали и росли профессионально, пока вы занимались ребёнком, и теперь вам, правда, тяжело включиться в другую реальность, более динамичную, более требовательную к вашим умениям, талантам, способностям. И переключиться с отработанного режима ухода за ребёнком на динамичный, чаще всего непредсказуемый рабочий процесс сложно. Именно поэтому есть понятие адаптации на рабочем месте как для новичков, так и для людей, вновь возвращающихся в процесс работы. Т.е. вам сейчас важно максимально концентрироваться на рабочих процессах, привыкать к динамизму, пройдёт ещё несколько месяцев и острота вашего состояния притупится. Тревога же как состояние обычно сопровождается мышечными зажимами, напряжением в плечевом поясе, головными болями, тошнотой, порой повышенным давление и сердцебиением. Для того, чтобы немного помочь себе самостоятельно, я рекомендовала бы вам обратить на ваше тело пристальное внимание. Именно зажим в мышцах не даёт вам расслабиться ночью и спать спокойно и глубоко. Поэтому прежде всего давайте себе после работы физическую нагрузку, я понимаю, что после нервного напряжения это сложно, но поверьте – это замкнутый круг. Чем быстрее вы научитесь снимать мышечное напряжение, тем скорее будете чувствовать себя комфортно и не тревожно. Более того, при тревожных состояниях – полезно говорить с кем-то о них. Вы написали, что никто из близких не оказывает вам поддержки. Попробуйте её у них попросить, но не в форме, непонятной для них и для вас, а сформулируйте для близких, как они могут вас поддерживать. Например, могут вас выслушать относительно ваших тревог про работу и дальнейшее развитие. Только обозначьте чётко границы поддержки, т.е. нужны ли вам советы после того, как вы проговорите вслух ваши проблемы или же собеседник должен просто побыть «ушами». В особо острых тревожных состояниях важно научить себя переключать внимание на «здесь и сейчас», т.е., если чувствуете, что вам становится хуже, то пытайтесь себя отвлекать от мыслей про будущее. Я приведу несколько простых упражнений, но очень действенных, если выполнять их прилежно. 1. В момент сильного эмоционального состояния сфокусируйте ваше внимание усилием воли на окружающей обстановке. Подробно рассмотрите все предметы окружающего интерьера. Выберите цвет, который вам больше всего нравится в актуальном состоянии, и постарайтесь сосчитать все предметы идентичного цвета в данном помещении. Таким образом, вы переключите ваше внимание на настоящее время, в котором тревоги не бывает. 2. Другое упражнение это – фокусировка внимания на вашем теле. Т.е. важно остановиться на пару минут и почувствовать своё тело. Прочувствовать все напряжённые мышцы, проговорить про себя всё, что будете ощущать в такой момент. Например, «сейчас я чувствую, что мои плечи сильно напряжены, пальцы правой руки крутят карандаш, голова наклонена в какую-то сторону от этого шея напряжена, и.т.д.» Эффект тот же, что я уже описала выше, тревога вытесняется за счёт фокусировки внимания на актуальном состоянии. Что же касается открытия собственного бизнеса, я бы рекомендовала вам адаптироваться к новому ритму жизни, и когда вы почувствуете, что уровень тревоги снижается, тогда в менее накалённом эмоциональном состоянии примите рациональное, осознанное, просчитанное решение. Потому что никто вас не застрахует от ошибок в собственном деле, и зачастую они бывают более болезненными во всех аспектах, нежели ошибки наёмного сотрудника. Удачи!