Не могу расстаться с мужем, как принять решение о разводе?
Здравствуйте, Екатерина! Помогите понять себя, пожалуйста! С мужем (тоже русским) живем 8 лет, сыну 4. Уже много лет где-то внутри понимала, что не люблю его, что так счастливые пары не живут, но боялась признаться себе. Мы с ним какие-то ну очень разные: я очень активна, он - пассивен. Плюс нет никаких общих интересов, про то, что он мне за эти годы ни разу не сказал "я тебя люблю" или какой-нибудь комплиментик((, я молчу. А когда ребенку 8 мес. было, после очередной ссоры сказал, что и живет-то со мной только из-за него. Тут год назад влюбилась в коллегу, только платонические отношения, и бомба взорвалась. Я и раньше спать с мужем не могла, ну аж до слез больно было и обидно. А с этой влюбленностью он меня и бесить, и раздражать стал, как он ест, что-нибудь рассказывает - все вызывало отвращение. И где-то полгода назад я решилась, сказала, что хочу развода. Он вроде бы давай, а наутро - нет, лучше еще попробуем. И вот уже 6 мес. пробуем, как только решим (решу я), всё, не идут отношения, уходи, он, поникнув, начинает думать, куда ему податься, меня такой страх охватывает, начинаю снова пробовать, что-нибудь делать, но меня хватает на 1-2 дня, порой на час, а потом тоже самое, раздражает, реву постоянно, не вижу будущего с ним. И таких попыток за эти 6 мес. где-то 8 было. Хочу сказать, что начала читать аффирмации для повышения самооценки, становится легче, представляю себя одной, но свободной, а не одинокой. Ну, в общем, позавчера лед тронулся, решили, что он у друга поживет, а там, возможно, переедет в др. город, я сразу же моим родителям все рассказала (они тоже здесь живут), но такой реакции от них я не ожидала: вот, останешься одна, как вон та... или та..., в другом браке, мол, то же самое будет и т.д и т.п. Короче говоря, они меня с моей маленькой вершинки в самый низ сбросили, растоптали все мои мечты, а главное - не поддержали, назвали виноватой. И я сникла, снова начинаю думать, а не ошибаюсь ли я? Как преодолеть этот страх? Как понять на 100 процентов, что ты его не любишь? Прошу, помогите!!! Спасибо!
Евгения, Кёльн, Германия, 29 лет
Екатерина Кондратьева

Психолог-консультант
Ответ : Начну с последнего вопроса «Как понять, что не любишь?». Для этого достаточно понимать, что такое любовь — это обычное влечение к человеку, желание быть с ним, желание заниматься с ним сексом, общаться на самые разные темы или просто молча находиться в одной комнате. Главное — быть рядом, получать от этого наслаждение, ощущать подъём и счастье от сознания, что человек рядом с вами. Из вашего письма очевидно, что любви нет, нет уже давно. Её место давно заняли сомнения, обиды и страхи. И вы это вполне осознаёте, это знание причиняет вам боль, т.к. вы пока ещё не нашли энергии и сил для того, чтобы принять собственное решение, возможно, судьбоносное. Вам страшно, потому что только вам в будущем придётся нести за него ответственность и перед самой собой и перед сыном. То, что вы пытаетесь помочь себе посредством аффирмаций — это хорошо, но всё же это лишь слова, реальная работа состоит в том, чтобы понять, что вас так пугает в слове «одинокая». Зачем убеждать себя, делать вид, что одиночества нет, если оно есть, оно живёт рядом с вами. Несмотря на то, что у вас полная по составу семья: и родители, и муж, и ребёнок, но тем не менее вы одиноки. Одиноки, потому что некому вас поддержать, никто из ваших родственников не готов разделить с вами ваши переживания и сомнения. Подумайте об этом, почему вы не хотите принять это состояние? Быть может, вы пока не нашли того или тех людей, которые смогут разделять с вами ваши состояния. Ведь одиночество — это не физическое состояние, а именно психологическо-философское. О вашей свободе тоже пока говорить рано. Пока вы несвободны, по одной простой причине, для вас имеет значение, что говорят и думают родители, муж, возможно, окружение. Свобода — предполагает независимость мнения, позиции, наличие силы, чтобы отстаивать своё мировоззрение, желания и поступки; её абсолютный спутник всегда — это ответственность за эти поступки. Применительно к вашему общению с родителями ситуация такова: они убеждают вас в том, что вы неправы, предупреждают о том, что, возможно, следующий мужчина также может не принести счастья и радости в вашу жизнь; также о том, что есть возможность вообще не найти мужчину (хотя, на мой взгляд, это предупреждение уже из области фантастики). Будучи в вашем состоянии, вы, услышав такое, сразу пали духом, потеряли энергию для действия, вы практически поверили родителям. Кто знает, возможно, они правы?! Но вы об этом так никогда и не узнаете, вы будете жить той жизнью, которая вас раздражает, испытывать отвращение к мужчине, которого не любите, ваш ребёнок будет наблюдать вашу неудовлетворённость и несчастье, и у вас будет маленькая отдушина — винить родителей за то, что они вас не поддержали в трудный момент. Вы свободная, по-настоящему свободная, выслушаете родителей, мужа, и главное себя. Решите, что вы находитесь в самом расцвете лет, перед вами много возможностей для того, чтобы встретить мужчину, с которым у вас возникнет обоюдное влечение, с которым вы найдёте общие интересы. Ваш союз будет связывать не страх одиночества, а притяжение и счастье друг от друга. У вас будет возможность найти себя в социальной жизни, через работу, хобби. Показать сыну, как это - быть счастливым, развиваться, быть мужественным и свободным, собственным примером. Но в этом случае у вас будет другой нюанс, если всё же вам не удастся найти то счастье, о котором вы мечтаете, если что-то пойдёт не так, то только вы будете ответственны за это, только себя вы сможете за это корить. Это порой очень тяжело. Поэтому перед вами две модели: 1. Жить так, как рассказывают другие... или же 2. Жить так, как хочется вам; 1. Жить, постоянно думая о том, как могла бы сложиться ваша жизнь, если бы вы шагнули страху навстречу.... или же.... 2. «Ввязаться в драку» и даже, сознавая, что потенциально можете проиграть, понимать, что вы сделали всё от себя зависящее, всё возможное, чтобы стать счастливой. Есть такая идея, что делать выбор между «плохим» и «плохим» проще. Подумайте, проанализируйте всю вашу ситуацию детально. Распишите себе на бумаге все аспекты жизни, как вы будете жить без мужа: 1. Организационные вопросы (кто, где будет жить, как будете делить имущество, взаимодействовать с ребёнком, сможете ли вы себя и ребёнка содержать без помощи, кто вам сможет помочь, если что..... т.е. все детали для разных пограничных случаев, чтобы максимально ясно понимать, что вас ждёт впереди); 2. Вопросы устройства личной жизни (где вы потенциально сможете знакомиться с мужчинами, есть ли друзья знакомые, которые смогут оказать такую поддержку, какой опыт вы возьмёте с собой в другие отношения); 3. Как вы будете занимать себя в отсутствии мужчины (давно забытые нереализованные увлечения, хобби, развитие сына, встречи с друзьями, etc). Продумайте всё и потом принимайте решение, какая из моделей жизни будет лучшей для вас: 1. всю жизнь думать о том, что могло бы быть... или 2. знать, что можете проиграть, но всё же попробовать выиграть. Удачи!